Гостевой этикет, то есть правила посещения чужих жилищ и приема визитеров в собственном, столь же изменчив, как и этикет вообще. Однако издревле его правила находились в тесной связи с социальным положением как гостя, так и хозяина дома.
У простых людей все было достаточно понятно и в принципе близко к сегодняшнему положению дел. Поход в гости или прием гостей были призваны продемонстрировать крепкие связи (между родственниками, соседями, друзьями) либо готовность помочь ближнему (нельзя не принять в гостях заблудившегося путника ночью в плохую погоду).
Но совсем иначе обстояли дела у представителей верхушки общества. У них простой поход в гости или прием гостей неизбежно превращался в важное символическое действо, способное повлиять на статус, карьерные и далее брачные возможности человека. В России гостевой этикет для высшего света был особенно строг в XIX веке.
В этом и состоит светская жизнь
Нет, российская аристократия ходила в гости и просто так – по-человечески. Заезжали друг к другу родственники. Запросто захаживали подружки или друзья.
Такие неофициальные гости запросто могли закусить в кабинете хозяина или библиотеке, сидеть в одних рубашках, болтать о чем попало и задержаться за полночь без всяких договоренностей. Ибо и аристократы прошлых веков – люди, и ничто человеческое им не чуждо.
Однако «открытый дом» и многочисленные светские связи аристократ держал вовсе не для удовольствия. Это было его способом подтверждать свой общественный статус, иметь и поддерживать знакомства, без которых невозможно было сделать карьеру или заключить брачный союз, подходящие члену уважаемого семейства.
Поэтому «человек из общества» был просто обязан посещать кучу людей, вовсе ему не близких (бывало, что и лично не знакомых!) в связи с целой кучей поводов. При этом такой «визит» нимало не походил на поход в гости в нашем современном понимании.
Следовало посетить всю родню (включая дальнюю), проживающую в городе, начальника по службе и всю местную дворянскую и властную верхушку в случае своего предполагаемого отъезда, после возвращения из путешествия, на целый ряд праздников. Весь этот круг подлежал посещению также в случае приятного или трагического события в их семействе (свадьба, именины, рождение ребенка, болезнь, похороны). В первом случае приносились поздравления, во втором выражались соболезнования.
Этикет определял подходящие периоды времени для таких «визитов вежливости» - до и после обеда, примерно по часу там и там. Гость заранее понимал, что хозяева уделят ему лишь несколько минут, особенно если это люди влиятельные – у них перед крыльцом может целая толпа посетителей образоваться!
В зависимости от времени, существовала «приличная» гостевая форма одежды. К примеру, с утренним визитом мужчина приходил в сюртуке (если по роду занятий не был обязан носить форму), с вечерним – только во фраке. Дамы вечером являлись в вечерних платьях, для утра имелись особые гостевые.
Задерживаться надолго при таких «визитах вежливости» не полагалось, но все же гостю следовало немного посидеть у хозяев, коль уж приехал – немедленный уход мог расцениваться как оскорбление. Нередко обеим сторонам при этом было отчаянно скучно, так как этикет ограничивал и темы для беседы, если визит не имел конкретной цели.
Наконец, существовали еще и светские мероприятия, на которые приезжали по приглашениям – балы, домашние концерты, торжественные застолья. Туда тоже приглашали далеко не только друзей и родню, было делом чести заполучить как можно больше влиятельных, известных гостей «с положением», даже если хозяева были с ними едва знакомы.
Собственно, в визитах и состояла в основном светская жизнь! Человек «из общества» мог тратить на такие разъезды много часов в день (в праздники или при особых обстоятельствах), не получая от этого никакого удовольствия и не доставляя его никому в посещенных домах. Просто надо, Федя, надо!
Сделать и отдать
Кроме понятия «делать визиты» существовало и понятие «отдавать визиты». Это должны были делать хозяева домов, которые удостоились визита.
После бала или другого подобного мероприятия организаторы должны были посетить всех своих гостей на протяжении недели после него – иначе получалось невежливо. Получившие поздравления с семейным праздником (например, молодожены) обычно отдавали визит на следующий день. Отдавали визиты всем выразившим сочувствие и больные – если выздоравливали. Это требовалось сделать сразу, как состояние здоровья позволит тебе «выезжать».
Но хуже всего приходилось тем, кто собирался отправиться в путешествие или, скажем, перебраться на лето в деревенскую усадьбу! Вот им воистину приходилось «брать билеты» заранее!
Отъезжающим следовало сначала сделать прощальные визиты самим, а потом еще пережидать нашествие гостей, эти визиты отдающих! В обоих случаях речь могла идти о многих десятках домов и посетителей!
Оставьте карточку
Понятно, что полноценным походом в гости 99% визитов не было. Этого бы не выдержали ни хозяева, ни визитеры!
В большинстве случаев визита вежливости (без приглашения и конкретной цели) хозяева уделяли гостю буквально пару минут, после чего он раскланивался и удалялся, а хозяева встречали следующего. Но иногда можно было сделать и проще – для обеих сторон. Для этого существовал такой простой предмет, как визитная карточка.
Если хозяева были слишком утомлены визитерами, неважно себя чувствовали или просто не желали видеть конкретного человека, они прибегали к простой отмазке, удобной для тех, кто сам дверей не открывает. Горничной, лакею или другому слуге, которому поручалось впускать посетителей, приказывали сообщать «их нет дома».
В этом случае все могли остаться при своих. Хозяева избавлялись от необходимости общаться с теми, с кем им общаться не хотелось, а гость мог засчитать себе сделанный визит. Для этого он просто отдавал прислуге свою визитную карточку, предварительно загнув у нее уголок. По этой детали было видно, что карточка принесена визитером лично.
В отдельных случаях можно было и «послать карточку», то есть передать ее со своим слугой. В этом случае уголок не загибался, а на карточке обычно что-нибудь писалось – поздравления, соболезнования или просьба принять ее владельца по какому-то делу. Прислать карточку было более вежливым вариантом, чем вообще проигнорировать повод для визита.
Гости могли прекрасно знать, что сообщение «их нет дома» ложно. Но это вовсе не обязательно расценивалось как оскорбление – все зависело от обстоятельств.
Карточку оставляли также в домах влиятельных людей при формальных визитах. Действительно, какой-нибудь градоначальник в праздник мог просто не успевать лично пообщаться со всей толпой рвущихся к нему визитеров! Доверенный слуга в таком случае мог подсказать им, кому стоит остаться и пообщаться с хозяином лично, а от кого и карточки довольно будет.
А почему сейчас подобного рода традиции даже среди «сливок общества» не шибко распространены? Нет, это не из-за чрезмерной занятости наших современников и их высокого темпа жизни! Светский человек пушкинских времен тоже ого-го как пошевеливался, если не хотел оказаться «на обочине жизни»!
Просто со временем, с отказом от авторитета «крови» и сословия, люди стали меньше значения придавать формальностям! Вот и ходят ныне в гости не «для галочки», а по делу или для приятного общения и развлечения. И высший свет, и простые люди.