Найти тему
Блог методолога

ТОП-5 правил создания эффективного обучения для взрослых

Оглавление

Человека нельзя научить – он может только научиться. Преподаватель учит, а студент учитСЯ, т.е. учит себя. И я добавлю – учит себя САМ.

Вы спросите, тогда для чего же нужен преподаватель? Чтобы создать оптимальные условия для обучения. И в этом нам помогут 5 простых (как всегда легче сказать, чем сделать) правил.

С вами Надежда Урусова. Как методолог я разрабатываю эффективные и полезные курсы для студентов и взрослых, как преподаватель обучаю бизнес-коммуникации на английском языке. В этом блоге я обсуждаю всё, что меня заинтересовало в мире образования и обучения.

1. Создайте СЛОЖНОСТЬ

Несложного обучения не бывает!

Бывает развлечение, даже развлечение с обучением, или даже обучение через развлечение – пресловутый «эдьютейнмент», или по-английски edutainment, который складывается из education («обучение») + entertainment («развлечение»).

Альтернативный взгляд:
В Московском городском педагогическом университете предлагают взглянуть глубже и обратиться к исходным значениям на латыни: education – это «взращивание», а entertainment – «приглашение на пир».
И тогда паззл складывается так: обучающийся — главный герой образовательного приключения, а проживание пути — главная образовательная стратегия. Тогда «взращивание» помещается в контекст инициации героя, венцом которой, по мнению А.Б. Никитиной, будет «пир» смыслов.
Скриншот с сайта Московского городского педагогического университета про эдьютейнмент.
Скриншот с сайта Московского городского педагогического университета про эдьютейнмент.

Интересный взгляд. Современный. Вот и СберУниверситет недавно проводил семинар «Обучение как приключение».

Но как бы некоторые ни хотели называть такие формы эффективной образовательной технологией, давайте честно ответим себе на вопрос, чему вы научились, посмотрев специально созданные обучающие мультики?

Я вспомнила только старинный британский мультик про монстра Маззи (Muzzy). В одном из эпизодов главный герой всё время отвечал: Sorry, I’m busy! («Извините, я занят!») Но эту фразу я и до мультика знала, а запомнился просто забавный видеоряд.

Заставляют мозг работать только усилия при освоении чего-то нового и сложного, когда вы прямо буквально чувствуете, как у вас шевелятся серые клеточки или вскипает мозг.

Конечно, сложность должна быть дозирована, т.е. посильна. Иначе нашего студента прибьёт непомерно тяжёлой глыбой науки, и после такого удара он подняться не сможет и просто перестанет ходить на занятия.

Помните Л.С. Выготского, нашего блистательного психолога, и его теорию о зоне ближайшего развития? То, что вы сейчас простите сделать вашего обучающегося должно быть достаточно сложно, но выполнимо при поддержке и помощи преподавателя.

Откуда же я знаю, что моим студентам сейчас сложно, а что нет? – спросите вы меня. Нам на помощь приходят маркетологи и их заповедь:

прежде чем что-то разрабатывать, изучите целевую аудиторию!

Можно банально поговорить с будущими учениками или провести входной опрос-анкетирование.

Прочитайте статью до конца и вы узнаете, что поможет сделать процесс обучения легче и на что ещё нужно обязательно обратить внимание при разработке курса.

ИИ-рисунок
ИИ-рисунок

2. Обучайте ДИСЦИПЛИНЕ

Обучение требует внимания! И на обучение нужно найти время.

Всегда будут дела поважнее, поэтому обучение требует дисциплины.

Ошибочно думать, что взрослый человек по умолчанию – человек дисциплинированный и сможет организовать себя сам.

Не сможет.

А вот мы ему можем помочь, если сразу же обозначим чёткие сроки обучения и даты сдачи домашних заданий, проговорим правила и те негативные последствия, которые будут, если правила не соблюдать.

Не только детей, но и взрослых нужно учить учиться и помогать им встраивать обучение в свой регулярный график.

«Дисциплина – это решение делать то, чего очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь», – Джон Максвелл, лауреат Нобелевской премии по литературе.

3. Найдите СМЫСЛ

Не для себя, а ДЛЯ ТОГО, КТО УЧИТСЯ

Вы уже знаете, что учиться сложно, и не схлюздить и всё бросить, помогает только одно: человек знает для чего это обучение ЕМУ НУЖНО.

Такое понимание ценности обучения «лично для себя» активирует знания, которые у человека уже есть. Таким образом, новые нейронные связи будут формироваться на имеющейся базе, и обучение пойдёт легче и быстрее.

Образно выражаясь, смысл – это клей для новых знаний.

Поэтому в любое обучение нужно заложить задания на «поиск личного смысла». Тут главное не увлечься и не начать искать «смысл жизни» или не провести всё обучение в «поисках утраченного».

4. Смоделируйте ПРАКТИКУ

Практические задания должны выполняться ОСОЗНАННО.

В идеале, чтобы обучающийся сам хотел попрактиковаться и выполнял наши практические задания по своему большому желанию (а оно будет, если человек понимает, ЗАЧЕМ ему это НУЖНО).

А ещё в обучении должны быть заложены ошибки.

Все мы помним крылатое:

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Наш обучающийся пробует сделать что-то самостоятельно, ошибается, делает выводы, снова пробует. И так, пока мозг не настроит правильные шаблоны поведения и укрепит нужные нейронные связи.

При разработке обучающего курса, сделайте практику в виде системы самостоятельных заданий. И по возможности, сделайте их обязательными (помните про правило 2 – дисциплина!).

5. Начинайте с ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Без проектирования обучение превращается в поток информации. Порой он как всемирный библейский поток просто выносит информационной волной маленькие ростки зарождающегося знания из головы обучающегося, заполняя её мутной жижой огромного болота информации.

Особо способные студенты выплывают и как серфингисты гоняют по поверхности, не особо погружаясь в детали.

Польза от такого обучения стремится к нулю.

Летняя школа преподавателя ВШМ, СПбГУ, 2024. Фото из личного архива.
Летняя школа преподавателя ВШМ, СПбГУ, 2024. Фото из личного архива.

Проектирование помогает определить образовательный результат и путь, по которому наш обучающийся к нему придёт.

«Нужная сложность, график обучения, осознанная практика, личностный смысл и все остальные составляющие обучения сами в нём не появляются», – Елена Тихомирова.

Итак, посмотрите карточки или

прочитайте резюме :)

  1. Начинаем с анализа нашей целевой аудитории. Нам важно оценить входящий уровень знаний, чтобы сделать наше обучение достаточно сложным, т.е. новым относительно текущего уровня знаний.
  2. Обязательно продумываем сроки и условия обучения, чётко проговариваем правила курса и их соблюдаем. Один из приёмов, который работает на дисциплину, – нельзя перейти на следующий этап, не выполнив задания текущего.
  3. Закладываем задания, которые побуждают участников обучения найти в нём свой смысл, например, вопросы по типу «что вы возьмёте с собой из обучения?» и «для чего вам этого обучение?»
  4. Планируя срок обучения, проверяем, что мы дали обучающимся достаточно времени сделать свои ошибки и исправить их, прежде чем перейдём к новой теме.
  5. Проектируем курс, проводим занятия, собираем обратную связь, анализируем ошибки, И проектируем заново, проводим занятия ...

Если моя статья оказалась вам полезной, поставьте, пожалуйста лайк. И можно подписаться на канал. Тогда вы всегда будете видеть уведомления о новых публикациях в своей ленте подписок.

Ваша,

Надежда Урусова

Почитать по теме: