Найти тему
Новый человек

Даймонический гнев: как конструктивно использовать демоническую страсть

Учитывая, насколько бессильны и склонны к гневу многие в наше время, мы должны найти конструктивный способ справиться с присутствием гнева. И чтобы помочь нам в этом, мы обратимся к концепции даймонического начала. Даймонический — древнегреческий термин, который первоначально использовался для обозначения силы, пришедшей к человеку извне, — духа или посредника между богами и людьми.

Ролло Мэй переосмыслил даймоническую природу в современных психологических терминах и определил её как «любую естественную функцию, которая обладает способностью управлять всем человеком». Секс, любовь, гнев, ярость и стремление к власти — всё это демонические страсти, которые обладают силой овладевать нами и подавлять наши сознательные способности.

Это мощные инстинктивные побуждения, которые аморально подталкивают к их реализации и, следовательно, потенциально могут оживить нас или навредить. Хотя преимущества даймонских страстей, таких как секс и любовь, очевидны, в результате культурной обусловленности большинство людей не знают о конструктивной стороне гнева. «Наша культура, — пишет Мэй, — требует, чтобы мы подавляли большую часть нашего гнева, и, следовательно, мы подавляем большую часть нашего творчества».

Потребность в творчестве присуща не только художникам или определённым типам личности. Скорее, необходимость в творчестве возникает внутри каждого из нас всякий раз, когда в нашей жизни проявляются внутренние или внешние конфликты и хаос. Наличие конфликта и хаоса означает необходимость какого-то сдвига в нашем мировоззрении или изменения нашего характера или окружения.

Творческий процесс — это процесс изменения, развития, эволюционирования в организации субъективной жизни
Творческий процесс — это процесс изменения, развития, эволюционирования в организации субъективной жизни

Когда мы проявляем творческий подход, вместо того чтобы реагировать на хаос и конфликт пассивностью и бессилием, мы реагируем проактивно, трансформируя свой разум или придавая форму какому-либо компоненту внешнего мира, чтобы помочь нам разобраться в хаосе, справиться с ним и в конечном итоге превзойти его.

«Творческий процесс — это процесс изменения, развития, эволюционирования в организации субъективной жизни», — писал Брюстер Гизелин в книге «Творческий процесс».

Учитывая роль креативности в преобразовании хаоса и конфликта в порядок и форму, а чувства бессилия — в силу, отсутствие достаточной творческой отдушины в нашей жизни является главной причиной многих наших личных проблем. Однако, как заметил Пабло Пикассо, «Каждый акт созидания — это прежде всего акт разрушения».

Создаём ли мы более сильное состояние ума или что-то чрезвычайно ценное во внешнем мире, нам сначала нужно убрать старое и отжившее, чтобы освободить место для нового. «Ты, должно быть, хочешь сжечь себя в собственном пламени, — писал Ницше. — Как ты можешь желать стать новым, если ты сначала не превратился в пепел!»

Чтобы помочь нам участвовать в созидательном разрушении, мужество, напористость и энергия, которые сопровождают гнев, могут оказаться незаменимыми. В то время как мы приучены отрицать гнев внутри себя, многие великие мыслители, личности и художники на протяжении веков подчёркивали необходимость задействования и использования этой демонической страсти в качестве стимула для творчества и самотрансформации.

Нам следует признать свой гнев и не позволять ему незаметно разрушать нашу жизнь и мир вокруг
Нам следует признать свой гнев и не позволять ему незаметно разрушать нашу жизнь и мир вокруг

Отсюда, почему в романе Уильяма Блейка «Брак рая и ада» Сатана — символ творчества, активности и энергии, борющихся за свободу. Гнев может быть демонической страстью к разрушению, необходимой для любой формы длительного и значимого созидания.

«Созидание, актуализация своих возможностей всегда включает в себя как деструктивные, так и конструктивные аспекты. Это всегда включает в себя разрушение статус-кво, разрушение старых шаблонов внутри себя, постепенное разрушение того, за что человек цеплялся с детства, и создание новых и оригинальных форм и способов жизни… Каждый творческий опыт несёт в себе потенциальную агрессию или отрицание по отношению к другим людям в своём окружении или к устоявшимся шаблонам внутри себя», — писал Ролло Мэй в книге «Значение тревоги».

Учитывая, что гнев является естественной реакцией на чувство бессилия, а подавление гнева опасно, нам нужно признать свой гнев и не позволять ему бессознательно сеять хаос в нашей жизни и мире вокруг нас. Ибо, если мы сможем лучше осознавать и принимать гнев внутри себя, мы сможем использовать его, чтобы взбодрить себя, творчески продвинуть к отдалённым целям и превратить в более самоутверждённую и решительную личность.

Но если мы будем соответствовать нашей культурной обусловленности и игнорировать или подавлять присутствие гнева, он в конечном итоге превратится из даймонской страсти в демоническую силу с потенциально разрушительными результатами. «Научиться творчески жить с даймоном или быть им жестоко поглощёнными. Мы сами решим свою судьбу. Давайте сделаем мудрый выбор», — писал Стивен Даймонд в книге «Гнев, безумие и демонический дух».

Берегите себя

Всеволод Парфёнов