В моей юности я был полон энергии, городости и любознательности, но не имел знания о божественной вере. С возрастом, моё поведение только ухудшалось. Я искал испытания для своего ума и чувств. Однако, Всемилостивый Господь даровал мне просветление. Признаюсь, что это просветление было неожиданным.
Это была весна, когда мне пришлось посетить небольшой городок. Недалеко от него, на возвышенности, располагался мужской монастырь, в котором хранились святыни, там были мощи святых.
Меня всегда притягивало монастырское пение, и я часто приезжал туда, чтобы насладиться песнопениями монахов, которые пели восхитительно. В монастыре у меня были знакомые, у которых я иногда оставался на ночь.
Мы часто вели вечерние беседы о религии, во время которых я насмехался над их верой, почтением святынь, мощей и отвергал веру.
Монахи были поражены и призывали к моей совести.
Особенно мне нравился общаться с отцом Иринеем, высоким и благородного происхождения монахом с образованием и умом, чьё бледное и слегка желтоватое лицо источало святость.
Беседы с отцом Иринеем были особенно приятны. Его простая келья предлагала завораживающий вид на луга, озёра и купола храмов, видневшиеся сквозь деревья.
Во время четвертой недели Великого поста я выбрал тёплый день, чтобы посетить монастырь, полюбоваться на храм, послушать пение и провести ночь в келье отца Иринея. Мы долго разговаривали в то время, как в окне мерцали звёзды, и монастырь погрузился в сон.
Отец Ириней убеждал меня отказаться от моих сомнений, напоминая о тяжести греха неверия и о божественном наказании.
Меня заинтересовал вопрос, поверил бы он мне, если бы я доказал свою точку зрения. Он возражал, напоминая о многовековой вере православной церкви и святости её угодников.
Я не проронил ни слова в ответ, но в душе зародился смелый замысел.
Ночь тогда к меня была бессонной, я лежал на скромной постели монаха, в то время как он, молившись, в конце концов уснул у икон. Я же поднялся и, одевшись, вышел из кельи.
Видневшаяся заря и последние звёзды охладили моё лицо свежим ветром. Я направился к храму, который был открыт. В полумраке, освещённом лампадами, я заметил двух монахов, занятых своими делами, и они не обратили на меня внимания. Скоро должно было начаться богослужение, и в моём сердце вспыхнул страх.
Я подошёл к месту покоя святых мощей, осмотрелся и, увидев, что рядом никого нет, решился поднять покров. Мне хотелось своими руками ощутить святость мощей, увидеть лицо святого, буквально руками ощупать их...
Но в тот момент, когда я собирался их коснуться, произошло нечто невообразимое.
Я очнулся на полу в полной тьме, не понимая, что со мной произошло. Мир вокруг меня погрузился в мрак, и я осознал страшную правду – я ослеп.
Моё дерзновение было наказано Господом.
Снова потеряв сознание, я пробудился среди людей, среди которых был и отец Ириней. Перед всеми я признал свой грех и своё наказание, чувствуя, как монахи плачут надо мной. Мне было горько осознавать, что я не прислушался к их словам.
С тех пор я остался в монастыре и каждый день молюсь перед мощами, прося Господа и святого простить мне мой грех. Часто я плачу и молюсь.
В настоящее время я достиг пожилого возраста. Благодаря милости Всевышнего, мое зрение теперь позволяет мне собственноручно изложить пережитые мною события, зафиксировать их для будущего поколения.
Моя жизнь теперь посвящена искуплению собственных грехов, я возношу молитвы за тех, кто до сих пор блуждает во мраке невежества и порока. Отдельно мои молитвы посвящены молодым, полным энергии и надежд, и я взываю:
«О, Господи, даруй им чистую веру, которая согревает и освещает человеческое сердце подобно солнечному свету».
Если молодое поколение прислушается к наставлениям мудрого старца, исполненного горького жизненного опыта, пусть они искренне верят. Ведь и Сам Спаситель сказал Фоме: блаженны те, кто не увидел, но уверовал!
Из воспоминаний старца.
Этот рассказ, один из многих, зафиксированных священнослужителями и мирянами, был опубликован в конце XIX — начале XX века в таких изданиях, как «Кормчий», «Воскресный день», «Русский паломник» и других. Тексты этих историй, доступным и захватывающим образом, отображают религиозную жизнь дореволюционной России, описывают истории грешников, возвысившихся до уровня праведников, и праведников, падших в грех. Несмотря на то, что события произошли более века назад, они сохраняют свою пронзительность и актуальность и по сей день.
Слава Богу за всё!