Таинство святого Крещения – это не просто красивый, вошедший в обычай обряд, а духовные врата, ведущие человека в священное пространство Церкви.
Это пространство – не только и не столько локации храмов и монастырей, а область бытия, занятая духовным организмом, состоящим из верующих и благодатных людей и блаженных райских душ, как из живых клеток. Христианская мысль хоть и называет Церковь Божьей и Святой, признавая этот духовный организм неуничтожимым, но считает его больным: многие члены Церкви мешают ее совершенству – они страдают от страстей и грехов. Пример множества прославленных святых, прикоснувшихся уже на земле к высшему счастью в общении с Богом, а также понимание, что неизвестных Церкви святых еще больше, дает нам понять, что Церковь – это ничто иное, как возвращенный Христом-Спасителем и потерянный некогда Адамом и Евой рай.
Как помнят все, читавшие Евангелие, первым через водные врата потерянного рая прошел Господь Иисус Христос, когда Его крестил Святой Предтеча: все люди, крестившиеся от пророка Иоанна до Христа, называли грехи, Господь же не назвал ни одного, сразу вышел из воды и отправился в пустыню.
В свете святоотеческой мысли, книги Бытие и повествования о Крещении Господнем, тождественность рая и Церкви бросается в глаза:
- Первого Адама выгоняет из сада с древом бессмертия святой Ангел, и Второго Адама (Христа) – запускает в область смерти, разоренный рай, Ангел пустыни – Иоанн Предтеча.
- Во времена первого Адама земной рай был локацией, изобилующей благами и жизнью, а во времена Второго Адама – областью духовного завоевания сатаны, которую ярко символизирует пустыня искушения.
- Первая женщина Ева вместе с Адамом потерпела поражение в дьявольском искушении, но, спустя тысячелетия, искушая Второго Адама, сатана проиграл.
- Как Еву древний змий искушал, по слову апостола, тремя грехами – похотью плоти, похотью очей, и гордостью житейской, так и Второго Адама дьявол искушал тем же самым.
Иисус, исполнив то, что должен был сделать в раю первый человек, вышел из пустыни в силе духа, после чего ни один бес не мог выдержать той благодати, что стала пребывать в Человеческой части природы Христа: духи тьмы, паразитировавшие в людях, корчились от мук при приближении Спасителя, и моментально выходили из людей по Его слову. Как Бог Он укреплял веру людей в Него и другими чудесами.
Так потерянный рай был освобожден от дьявола, и началось возвращение цветущего благодатью сада людям, то есть, Спаситель начал созидать Свою Православную Церковь. Древо же, за вкушение плодов которого Бог давал вечную биологическую жизнь, к тому моменту погибло. Стало необходимым древо вечной духовной жизни.
Как для людей стало возможным войти в потерянный рай? Что стало новым древом жизни для Церкви?
Иисус Христос безгрешен как по Своей божественности, так и по Человечеству: на тварной части Его природы не отпечаталось прародительского греха, поэтому Он имел право и возможность от лица человеческого рода вновь сразиться с сатаной. Бог воплотился не для того, чтобы в потерянном и возвращенном раю жил только один Человек. В Церкви могут пребывать те, в ком сила первородного греха подавлена. Кто и как этого может достичь?
Человеку, как Господь сказал, это невозможно, потому что каждый рождается с печатью Адамова греха, делает личные грехи, потому без Христа обречен на смерть и вечные страдания в отлученности от Отца Небесного. Но все невозможное человеку, возможно Богу: Христос пришел, чтобы вкусить страдания и смерть, что неразрывно связаны с вечным проклятием греха. Новым древом жизни становится не живое растение, а части мертвых растений, сколоченные в изобретение и орудие зла – крест, очень удобный для мучительной казни человека. Крест стал орудием добра и источником жизни, когда на него взошел Богочеловек. С того момента каждый, кого Святой Дух проводит в потерянный рай через водные врата Крещения, отдает вечное проклятие прародительского и личного греха на Искупление Спасителю – новое Крестное древо жизни неразрывно связано с этими вратами.
После Крещения над человеком должно совершаться таинство Миропомазания, в котором крещеный принимает необходимые для взращивания добродетелей дары Святого Духа.
Сердце любого очищенного в Крещении человека начинает духовно прозревать, но член Церкви может долго не видеть красоту возвращенного человеческому роду рая. Чтобы полностью прозреть духом, нужно регулярно молиться, каяться в грехах, совершенных после Крещения, делать добрые дела, и, самое главное, – есть с нового райского Древа жизни, то есть причащаться Тела и Крови Иисуса Христа.
Взрослый человек должен принимать святое Крещение, полностью отвергнув все свои ложные убеждения, противоречащие истинному учению Церкви о ключевых для каждого человека вопросах.
Неосознанных младенцев тоже необходимо крестить, но они будут подвергаться духовному вреду от бесов, если их не причащать или причащать редко. Также важно, чтобы с семилетнего возраста крещеный ребенок начинал принимать истину умом, и вести свое сердце к духовному прозрению.
Важно понимать, что святое Крещение не полностью смывает, а заглушает, делает первородный грех недействующим: даже если человек родился у крещеных и даже святых родителей, он все равно наследует прародительское проклятие и нуждается в святом Крещении.