Само название может показаться слегка несуразным, но это только на первый взгляд. И только тому, кто этого ребенка не знает и никогда с ним не занимался.
Так уж привыкли педагоги нашего спецучреждения для детей с особенностями развития: если у ребеночка, который приехал к нам в стационар на комплексный трехнедельный курс, серьезные ментальные нарушения, то ожидать от него каких-то умений, навыков и знаний - было бы слишком оптимистично.
Да и вообще... когда к тому же дефектологу, или психологу, или к нам в творческие кружки - на индивидуальные занятия за рабочий день из 16-18 детей приходят только двое "говорящих" и четверо более-менее что-то понимающих (хотя бы обращенную речь) - то педагоги уже ничего сверхъестественного и не требуют от очередного ребенка, которого заводят в кабинет (чаще - против воли самого ребенка).
А так как педагогам теперь еще и диагнозы детей знать не положено, то первые занятия с "новым" ребенком - это не просто игры в "угадайки", но еще и постоянные "сюрпризы".
Сюрпризы?
Как мы все знаем, все сюрпризы (в общем смысле) делятся на приятные и НЕприятные:
Неприятные - это какие?
Нууу, например, как оно было...
Привели тяжелого мальчишечку к логопеду. Ребенок - красивенький такой, ходит кругами по кабинету, улыбается сам себе, никого не трогает... милота...
А тут логопед предлагает ему сесть за столик перед зеркалом, рядышком с ней и познакомиться с куклой-говорушкой...
И мальчик действительно - откликается, и подходит ближе, вот-вот, сюда! Но... не к стульчику, а прямиком к логопеду! И, издав скрипучий возглас, резко вцепляется сильной ручкой в её "кульку" (прическу в виде пучка) и тянет на себя. Вжжжух!
Больно и неприятно, правда? И весьма неожиданно! Еще и обидно логопеду: вот, специально кульку накрутила, чтобы детей свисающими локонами не привлекать - ан нет! Нашелся умник, который именно на кульку повелся! И ведь никто не ожидал, что этот мальчик, который (хоть и был доселе незнакомцем) вроде бы как со стороны казался мирным и спокойным, вдруг проявит агрессию.
Понимаю, мальчишку можно сразу оправдать: мол, испугался, растерялся, незнакомая обстановка, незнакомая тётя, не выспался, перемена погоды, неожиданно испортилось настроение, цвет тётиной резинки "триггернул" куда-то и т.д., но я сейчас не о том! Я заостряю внимание не на мальчике, а на том, какие сюрпризы входят в разряд неприятных.
В принципе, таких неожиданностей в работе с ребятками-"ментальниками" - у педагогов гораздо больше, чем приятных, поэтому продолжать список примеров не буду. Кто знает, тот и так поймет. А другие примеры опишу как-нибудь потом.
Лучше - о приятных сюрпризах, правда?
Игорёша
Мальчик из стационара, 4 года, ментальные нарушения.
Ребенок - изначально незнакомый, в учреждении - впервые. А это значит, что у нас нет ни диагноза, ни каких-либо характеристик и медицинских и еще каких-либо рекомендаций... очередной "котенок в мешке".
Но у Игорёши - очень хорошая мамочка, открытая, заинтересованная, готовая сотрудничать... она сама "выложила" нам секретную информацию по поводу диагноза сына и рассказала, как и чем она дома с ним занимается.
В частности, когда они были у нас в кружковом кабинете, мамочка чуть ли не клялась нам (мне и коллеге - педагогу по сказкотерапии), что Игорь знает все-все буквы! И не просто буквы, а именно звуки!
Однако (вот они, пресловутые устои, которые годами формировались под влиянием "общения" со многими другими мамами!), поверить маме Игорёши было нам довольно сложно...
- Ну, во-первых, почему она это говорит нам ("кружковцам"), а не тому же дефектологу или логопеду? Наше-то дело - не буквы-звуки учить, а заниматься, так сказать, "культурно-эстетической частью" его курса...
- А во-вторых, мы прекрасно знаем (по опыту), как многие мамы расхваливают своих деток, которые дома и пуловеры вяжут, и на кларнете играют, и сонеты пишут, а на деле - на урок приходит ребенок, который ни на имя своё не откликается, ни на просьбу показать ручки-глазки-нос, а только рычит, прыгает с ногами на парту или висит на занавеске.
Но наш Игорёша - ни на чём не висел, никого не дёргал, а вёл себя весьма прилично. Стоял возле шкафа и гладил рукой коробки с настольными играми...
Но всё же...
Как можно было поверить, что Игорёша знает буквы-звуки, если при педагогах он произносил только "Ыыыы"? А еще сама мамочка подтвердила, что мальчик неговорящий... Запутано всё как-то...
А тут Игорёша резко захлопал ладошкой по одной из коробок, стал прыгать, и, в каждом прыжке, кричать:
- Ы! Ы! Ы!
Агааа, а ведь на коробке - как раз буковки нарисованы (только Игорь не знает, что это мозаика-азбука, ведь на боковой стороне коробки такой информации нет, только отдельные буквы).
Подхожу к нему, спрашиваю:
- Хочешь поиграть?
Игорёша еще чаще запрыгал, а его "ы" - стали громче!
В общем, достала я для него коробку с "Азбукой" и положила на стол.
Игорёша и азбука
Ну, разумеется, самое начало - было весьма предсказуемым. Как и многие ребята с его "особенностями", он сначала забрался обеими руками в коробку и "побурлил" ими в буковках, как в бусинах или крупе. Без этой "сенсорной подзарядочки" - никак!
Естественно, из-за резких действий, некоторые буквы выпадают из коробки.
В частности, буква "Г"!
Берёт Игорь букву "Г", вертит в руке, смотрит на неё.
- Какая буква? - спрашивает коллега.
- Ы! - ожидаемо отвечает Игорь.
- Это - буква "Г"! - исправляет коллега, как бы и не глядя на самого мальчика.
И ведь зря не смотрела на него!
А Игорёша - потянул ее за руку, потом запрыгал со своей "озвучкой":
- Ы! Ы! Ы!
Прыгает-то прыгает! Но при этом - пальцем на свой глаз показывает! Г - Глаз!
Ваааау! Совпадение? Хахах!
Мне самой уже интересно! Беру из коробки букву "Н", показываю Игорю:
- А эту знаешь?
И Игорь - снова с "ыканьем" запрыгал. И при этом стал пальцем на свой нос указывать. Н - Нос!
Да ну наффик! Хочу еще попробовать!
- Стой! - кричит коллега, - дай теперь Я попробую!
Коллега достала (нарочно или наобум, не знаю) букву "З", и Игорь, ничуть не смущаясь, приоткрыл рот, сцепил зубы и показал на них пальцем.
Честно? Да мы аж захлопали ему! Нееее, ну в любой другой ситуации, с любым другим ребенком вне работы - конечно, ничего примечательного! Но здесь... блииин, можно просто упасть от удивления! Кто знает, тот меня поймёт!
Еще одна буква...
Достаю букву "С"...
Не думая достала, вовсе не предполагая, что Игорь укажет на спину или еще на какую часть тела... (хммм, я тогда-то о спине не думала, только сейчас... да и сейчас как-то пока в голову ничего не приходит, никакая часть тела на эту букву).
Но Игорёша - не указал. Стоял, хмурился... Только изредка подпрыгивал и "ыкал". Недобро посматривал на нас и по парте стучал.
- Ну Игорёш, ну пожалуйста, ну еще попробуй! - не унимается коллега.
А мальчишка - продолжает "ыкать" и по парте стучать. Эх, наверное, устал, не хочет больше играть, жаль-жаль-жаль...
А коллега, уж совсем раззадорившись, начала голосом "бабушки-Рожкова" просить:
- Ииии-горь! Ииии-горь! Ссссс!
Игорь - же - упорно продолжает свои действия. Прыгает, стучит, стучит, стучит...
Тут - и я, сама - по столу как бабахну! Кричу ей:
- Дура! Стол! С - Стол! Он тебе на стол показывает!
И Игорь - тут же перестаёт стучать по столу! Вааау! Он, вместе со своими прыжками и "ыками", уже начинает хлопать в ладоши, а не по парте! Еще и улыбается!
Обалдеть!
Да обе - дуры, не могли сразу догадаться, всё на частях тела зациклились... А мама Игоря-то - не обманывала! А мальчишка - вообще крут!
Короче, вот такие "сюрпризы", которые из разряда "приятных" - мне очень нравятся. Не только потому что они у нас на работе весьма редки, а даже из-за того, что они реально дарят искренние положительные эмоции, вот!
Вам, дорогие читатели, побольше таких эмоций, дома и на работе!