Найти тему

Маленький особенный ребенок знает буквы, хотя так и не назвал ни одной

Оглавление

Само название может показаться слегка несуразным, но это только на первый взгляд. И только тому, кто этого ребенка не знает и никогда с ним не занимался.

Так уж привыкли педагоги нашего спецучреждения для детей с особенностями развития: если у ребеночка, который приехал к нам в стационар на комплексный трехнедельный курс, серьезные ментальные нарушения, то ожидать от него каких-то умений, навыков и знаний - было бы слишком оптимистично.

Да и вообще... когда к тому же дефектологу, или психологу, или к нам в творческие кружки - на индивидуальные занятия за рабочий день из 16-18 детей приходят только двое "говорящих" и четверо более-менее что-то понимающих (хотя бы обращенную речь) - то педагоги уже ничего сверхъестественного и не требуют от очередного ребенка, которого заводят в кабинет (чаще - против воли самого ребенка).

А так как педагогам теперь еще и диагнозы детей знать не положено, то первые занятия с "новым" ребенком - это не просто игры в "угадайки", но еще и постоянные "сюрпризы".

Сюрпризы?

Как мы все знаем, все сюрпризы (в общем смысле) делятся на приятные и НЕприятные:

Неприятные - это какие?

Нууу, например, как оно было...

Привели тяжелого мальчишечку к логопеду. Ребенок - красивенький такой, ходит кругами по кабинету, улыбается сам себе, никого не трогает... милота...

А тут логопед предлагает ему сесть за столик перед зеркалом, рядышком с ней и познакомиться с куклой-говорушкой...

И мальчик действительно - откликается, и подходит ближе, вот-вот, сюда! Но... не к стульчику, а прямиком к логопеду! И, издав скрипучий возглас, резко вцепляется сильной ручкой в её "кульку" (прическу в виде пучка) и тянет на себя. Вжжжух!

Больно и неприятно, правда? И весьма неожиданно! Еще и обидно логопеду: вот, специально кульку накрутила, чтобы детей свисающими локонами не привлекать - ан нет! Нашелся умник, который именно на кульку повелся! И ведь никто не ожидал, что этот мальчик, который (хоть и был доселе незнакомцем) вроде бы как со стороны казался мирным и спокойным, вдруг проявит агрессию.

Понимаю, мальчишку можно сразу оправдать: мол, испугался, растерялся, незнакомая обстановка, незнакомая тётя, не выспался, перемена погоды, неожиданно испортилось настроение, цвет тётиной резинки "триггернул" куда-то и т.д., но я сейчас не о том! Я заостряю внимание не на мальчике, а на том, какие сюрпризы входят в разряд неприятных.

В принципе, таких неожиданностей в работе с ребятками-"ментальниками" - у педагогов гораздо больше, чем приятных, поэтому продолжать список примеров не буду. Кто знает, тот и так поймет. А другие примеры опишу как-нибудь потом.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Лучше - о приятных сюрпризах, правда?

Игорёша

Мальчик из стационара, 4 года, ментальные нарушения.

Ребенок - изначально незнакомый, в учреждении - впервые. А это значит, что у нас нет ни диагноза, ни каких-либо характеристик и медицинских и еще каких-либо рекомендаций... очередной "котенок в мешке".

Но у Игорёши - очень хорошая мамочка, открытая, заинтересованная, готовая сотрудничать... она сама "выложила" нам секретную информацию по поводу диагноза сына и рассказала, как и чем она дома с ним занимается.

В частности, когда они были у нас в кружковом кабинете, мамочка чуть ли не клялась нам (мне и коллеге - педагогу по сказкотерапии), что Игорь знает все-все буквы! И не просто буквы, а именно звуки!

Однако (вот они, пресловутые устои, которые годами формировались под влиянием "общения" со многими другими мамами!), поверить маме Игорёши было нам довольно сложно...

  • Ну, во-первых, почему она это говорит нам ("кружковцам"), а не тому же дефектологу или логопеду? Наше-то дело - не буквы-звуки учить, а заниматься, так сказать, "культурно-эстетической частью" его курса...
  • А во-вторых, мы прекрасно знаем (по опыту), как многие мамы расхваливают своих деток, которые дома и пуловеры вяжут, и на кларнете играют, и сонеты пишут, а на деле - на урок приходит ребенок, который ни на имя своё не откликается, ни на просьбу показать ручки-глазки-нос, а только рычит, прыгает с ногами на парту или висит на занавеске.

Но наш Игорёша - ни на чём не висел, никого не дёргал, а вёл себя весьма прилично. Стоял возле шкафа и гладил рукой коробки с настольными играми...

Но всё же...

Как можно было поверить, что Игорёша знает буквы-звуки, если при педагогах он произносил только "Ыыыы"? А еще сама мамочка подтвердила, что мальчик неговорящий... Запутано всё как-то...

А тут Игорёша резко захлопал ладошкой по одной из коробок, стал прыгать, и, в каждом прыжке, кричать:

- Ы! Ы! Ы!

Агааа, а ведь на коробке - как раз буковки нарисованы (только Игорь не знает, что это мозаика-азбука, ведь на боковой стороне коробки такой информации нет, только отдельные буквы).

Подхожу к нему, спрашиваю:

- Хочешь поиграть?

Игорёша еще чаще запрыгал, а его "ы" - стали громче!

В общем, достала я для него коробку с "Азбукой" и положила на стол.

Игорёша и азбука

Ну, разумеется, самое начало - было весьма предсказуемым. Как и многие ребята с его "особенностями", он сначала забрался обеими руками в коробку и "побурлил" ими в буковках, как в бусинах или крупе. Без этой "сенсорной подзарядочки" - никак!

Естественно, из-за резких действий, некоторые буквы выпадают из коробки.

В частности, буква "Г"!

Берёт Игорь букву "Г", вертит в руке, смотрит на неё.

- Какая буква? - спрашивает коллега.

- Ы! - ожидаемо отвечает Игорь.

- Это - буква "Г"! - исправляет коллега, как бы и не глядя на самого мальчика.

И ведь зря не смотрела на него!

А Игорёша - потянул ее за руку, потом запрыгал со своей "озвучкой":

- Ы! Ы! Ы!

Прыгает-то прыгает! Но при этом - пальцем на свой глаз показывает! Г - Глаз!

Ваааау! Совпадение? Хахах!

Мне самой уже интересно! Беру из коробки букву "Н", показываю Игорю:

- А эту знаешь?

И Игорь - снова с "ыканьем" запрыгал. И при этом стал пальцем на свой нос указывать. Н - Нос!

Да ну наффик! Хочу еще попробовать!

- Стой! - кричит коллега, - дай теперь Я попробую!

Коллега достала (нарочно или наобум, не знаю) букву "З", и Игорь, ничуть не смущаясь, приоткрыл рот, сцепил зубы и показал на них пальцем.

Честно? Да мы аж захлопали ему! Нееее, ну в любой другой ситуации, с любым другим ребенком вне работы - конечно, ничего примечательного! Но здесь... блииин, можно просто упасть от удивления! Кто знает, тот меня поймёт!

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Еще одна буква...

Достаю букву "С"...

Не думая достала, вовсе не предполагая, что Игорь укажет на спину или еще на какую часть тела... (хммм, я тогда-то о спине не думала, только сейчас... да и сейчас как-то пока в голову ничего не приходит, никакая часть тела на эту букву).

Но Игорёша - не указал. Стоял, хмурился... Только изредка подпрыгивал и "ыкал". Недобро посматривал на нас и по парте стучал.

- Ну Игорёш, ну пожалуйста, ну еще попробуй! - не унимается коллега.

А мальчишка - продолжает "ыкать" и по парте стучать. Эх, наверное, устал, не хочет больше играть, жаль-жаль-жаль...

А коллега, уж совсем раззадорившись, начала голосом "бабушки-Рожкова" просить:

- Ииии-горь! Ииии-горь! Ссссс!

Игорь - же - упорно продолжает свои действия. Прыгает, стучит, стучит, стучит...

Тут - и я, сама - по столу как бабахну! Кричу ей:

- Дура! Стол! С - Стол! Он тебе на стол показывает!

И Игорь - тут же перестаёт стучать по столу! Вааау! Он, вместе со своими прыжками и "ыками", уже начинает хлопать в ладоши, а не по парте! Еще и улыбается!

Обалдеть!

Да обе - дуры, не могли сразу догадаться, всё на частях тела зациклились... А мама Игоря-то - не обманывала! А мальчишка - вообще крут!

Короче, вот такие "сюрпризы", которые из разряда "приятных" - мне очень нравятся. Не только потому что они у нас на работе весьма редки, а даже из-за того, что они реально дарят искренние положительные эмоции, вот!

Вам, дорогие читатели, побольше таких эмоций, дома и на работе!

А мне в радость Ваши верные визиты, добрые лайки и новые подписки