Занятия спортом — это не только полезное, но и модное увлечение. Сегодня всё больше людей, независимо от возраста, стремятся поддерживать свою форму, что делает спортивные клубы весьма востребованными и прибыльными. Мы пообщались с профессионалами в этой сфере, чтобы узнать, как открыть фитнес-клуб с нуля в 2024 году и начать получать солидный доход.
Пошаговая инструкция по открытию фитнес-клуба
Чтобы открыть успешный фитнес-клуб, который будет приносить стабильный доход, необходимо пройти несколько ключевых этапов. На первый взгляд, они могут показаться простыми, но если углубиться в детали, то становится очевидно, что потребуется приложить немало усилий:
1. **Регистрация своего бизнеса**.
2. **Выбор места для фитнес-клуба**.
3. **Проектирование фитнес-клуба**.
4. **Подбор и заказ оборудования**.
5. **Наем персонала**.
6. **Реклама и инвестиции в развитие фитнес-клуба**.
Система регистрации
Прежде чем приступить к открытию фитнес-клуба, необходимо официально подтвердить свой статус. Чаще всего бизнесмены, заинтересованные в этом виде заработка, регистрируются как индивидуальные предприниматели (ИП), реже — как общества с ограниченной ответственностью (ООО).
— Индивидуальный предприниматель — это, как правило, собственник, который сам занимается всеми делами. При этом он может нанимать сотрудников, — говорит Георгий Чуманов, владелец фитнес-студии Zamute.
В отличие от ИП, в ООО может быть группа собственников, что является его основным преимуществом. Доли учредителей распределяются произвольно, в зависимости от их договоренности и размера уставного капитала, минимальный размер которого составляет 10 тысяч рублей.
В будущем при регистрации ООО появляется возможность продавать доли в компании и весь готовый бизнес, включая бренд, целиком. В случае с ИП это может быть сложнее.
— Сейчас многие банки предлагают удобную систему: при открытии счета они бесплатно регистрируют любую форму собственности — ИП или ООО. Это занимает всего пять дней, и вы сразу можете начинать работать, имея на руках счет, ИНН и все необходимые документы.
Перечень документов
Для регистрации бизнеса потребуется стандартный набор документов. Для ИП их всего три:
1. **Заявление на регистрацию**.
2. **Паспорт**.
3. **Квитанция об оплате госпошлины**.
Для ООО перечень документов немного больше:
1. **Заявление на регистрацию**.
2. **Устав ООО**.
3. **Протокол собрания учредителей (или решение единственного учредителя)**.
4. **Договор об учреждении ООО** (если участников несколько).
5. **Гарантийное письмо от собственника помещения** (если помещение не принадлежит вам).
6. **Свидетельство о праве собственности на помещение**.
7. **Квитанция об оплате госпошлины**.
Выбор места размещения
Георгий Чуманов подчеркивает, что выбор локации является ключевым фактором успеха в этом увлекательном деле. Для оценки местоположения он предлагает воспользоваться следующим алгоритмом:
1. **Шаг 1.** Очертите на карте радиус, равный примерно 10 минутам езды на автомобиле до вашей студии.
2. **Шаг 2.** Посчитайте количество людей, которые проживают или работают в этом районе. Примерные данные можно найти в открытых источниках, таких как сайт Росстата, «Википедия», районные порталы и сайты жилых комплексов. 2GIS и Google Карты помогут вам оценить размер аудитории — исходя из количества домов, этажей и квартир, можно приблизительно вычислить количество жителей. Допустим, у вас получилось 100 тысяч человек.
3. **Шаг 3.** Изучите информацию о степени вовлеченности в фитнес в вашем городе. В Москве этот показатель выше, чем в регионах, но может различаться даже в разных районах. Для расчета возьмем средний уровень — 10%.
4. **Шаг 4.** Определите размер вашего рынка: 10% от 100 тысяч человек. Мы получили 10 тысяч — это максимальное количество потенциальных клиентов, на которых можно рассчитывать при планировании.
5. **Шаг 5.** Оцените аналогичные данные для ваших конкурентов — студий, которые находятся в пределах обозначенного радиуса и с которыми вам придется делить рынок. Скорректируйте прогноз по количеству ваших потенциальных клиентов.
После выполнения этих инструкций вы сможете сравнить различные локации, основываясь не на своих представлениях, а на экспертной оценке.
На что обратить внимание при подборе помещения:
1. **Минимальная площадь.** Рассчитайте размеры помещения, при которых будет комфортно всем гостям и тренерам. О том, как рассчитать потенциальное количество ваших клиентов, читайте в статье о бизнес-планировании.
2. **Этаж.** Готовы ли вы арендовать подвальное помещение или предпочитаете проводить занятия только на высоте птичьего полета?
3. **Наличие звукоизоляции.** Этот фактор особенно важен, если помещение находится в жилом доме и вы планируете включать громкую музыку во время тренировок.
4. **Высота потолков.** Этот критерий может быть особенно значимым, особенно если вы проводите тренировки на батутах.
5. **Наличие удобств.** Важно ли для вашей студии иметь собственный санузел и душ, или гости могут пользоваться удобствами торговых центров или бизнес-центров?
6. **Наличие парковки.** Как ваши клиенты будут добираться до вас — пешком или на машине?
7. **Часы работы и пропускной режим.** Смогут ли гости попасть на тренировки ночью, если студия предполагает круглосуточный режим работы?
При открытии подобного бизнеса существует несколько вариантов размещения.
— Можно арендовать зал на почасовой основе. Это позволяет запустить бизнес с минимальными вложениями и в сжатые сроки, — делится он. — Также существует возможность арендовать помещение на постоянной основе. Иногда, когда закрываются одни фитнес-студии, появляются новые — отремонтированные и оборудованные. Это идеальный вариант, поскольку он требует минимальных вложений.
Правильно выбранное место — один из ключевых факторов успеха в этом бизнесе.
— Фитнес-клуб или студия должны располагаться «рядом с домом» или «рядом с работой» потенциальных клиентов, — говорит она. — Целевая аудитория клуба должна проживать или работать в радиусе 3-5 км. Чем меньше времени потребуется клиенту, чтобы добраться до клуба, тем более успешным будет проект.
Клуб можно разместить где угодно — в подвале, торговом центре, отдельном здании или другом подходящем месте. Главное, чтобы помещение соответствовало необходимым требованиям. Основные моменты, которые следует учесть — вентиляция, высота потолков и электрические мощности.
— Фитнес-клубы, расположенные в торговых центрах, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Главные минусы — высокая арендная плата, сложности с вентиляционными системами и зависимость от работы торгового центра. Однако у них есть и плюсы — высокая посещаемость и наличие парковки.
Заказ оборудования
Заказ и доставка тренажеров может занять от 3 до 6 месяцев. Выбрать оборудование можно на специализированных сайтах.
— На этапе проектирования необходимо продумать системы контроля доступа в клуб, программное обеспечение для работы с клиентскими базами и другие важные аспекты, — отмечает она.
В список обязательных вещей при открытии фитнес-клуба также следует включить зеркала, коврики, инвентарь (ремни, кубики для растяжки и т.д.). В некоторых студиях необходимы хореографические станки.
Покупка расходных материалов
Не стоит забывать и о расходной части. Георгий Чуманов относит к ней арендную плату, коммунальные платежи, фонд оплаты труда (ФОТ), налоги и все постоянные и переменные затраты:
— Может показаться, что на какие-то расходы не стоит обращать внимание, но на деле окажется, что они занимают значительную часть бюджета.
Также в список расходов следует добавить мебель для раздевалки, скамейки, вешалки, крючки, полочки, стойку ресепшн для администратора, компьютерную технику, приборы для проведения оплаты, если они необходимы, и другие важные элементы. Обо всем этом следует позаботиться заранее.
Наем персонала
Бизнес-модель фитнес-клуба может предполагать как наличие тренерского состава в штате, так и сотрудничество с наставниками на условиях арендной платы.
— Квалифицированный персонал можно найти в специализированных сообществах и фитнес-группах. Стандартный способ привлечения сотрудников с помощью сервисов по подбору персонала также хорошо работает, — подсказывает она.
От выбранной модели зависит и количество необходимого персонала.
Все чаще в фитнес-индустрии встречается популярная на западных рынках модель self-service, где в клубе отсутствует отдел продаж, администраторы и другой персонал, который мы привыкли видеть в обычных клубах:
— Такая модель, безусловно, имеет сегодня преимущество, так как кардинально снижает затраты на фонд заработной платы, который обычно составляет около 30% в фитнес-клубе.
Как привлечь первых клиентов
Открытие нового фитнес-клуба в городе требует активной рекламы. Вывеска, наружная реклама, листовки — всё это поможет привлечь внимание к вашему заведению.
«Мы используем платные каналы привлечения клиентов, в частности, таргетированную рекламу в социальных сетях. Получив заявку, мы приглашаем клиента на пробное занятие, и обычно после этого он покупает абонемент».
На этапе открытия главная задача предпринимателей — зарекомендовать себя с лучшей стороны, обеспечить высокий уровень сервиса и помочь клиенту достичь желаемых результатов. Это позволит ему остаться довольным и стать постоянным посетителем.
Скидки и акции для новых клиентов, а со временем и для постоянных, станут отличным способом привлечь больше людей и, как следствие, увеличить доход.
Распространенные ошибки
При открытии фитнес-клуба не всегда всё идёт гладко. Это бизнес, и здесь важно быть осторожным. Эксперты выделяют несколько наиболее распространённых ошибок, которые могут помешать успешному запуску:
1. **Большие расходы на старте.** Часто предприниматели выбирают слишком просторное и неприспособленное помещение, тратят большие суммы на ремонт и оборудование. При этом они не задумываются о том, где найти клиентов. В результате группы не формируются, и бизнес уходит в минус, что приводит к его закрытию.
2. **Неправильный расчёт показателей.** Низкие цены на абонементы и акции важны, но в меру. Если не учитывать финансовые аспекты, то даже при полной заполняемости зала прибыль может не поступать из-за отсутствия новых клиентов.
3. **Некорректный расчёт фонда оплаты труда и слишком высокие зарплаты тренерам.** Многие бизнесмены, открывая фитнес-клубы, делают акцент на качестве услуг и привлекают хороших специалистов, предлагая им более высокие зарплаты, чем в среднем по рынку. Однако фонд оплаты труда — это существенная статья расходов, и неаккуратный подход может привести к краху проекта.
4. **Отсутствие продуманной концепции в планировке клуба.** Ошибки в планировке могут привести к недостаточной заполняемости залов и простоям площадей. Чтобы избежать этого, рекомендуется обращаться к дизайнерам, которые уже работали в фитнес-индустрии.
Сколько стоит открыть фитнес-клуб
Георгий Чуманов, опытный предприниматель, с уверенностью заявляет, что открытие фитнес-клуба с нуля требует значительных финансовых затрат. Он предлагает подойти к планированию бюджета с холодной головой, основываясь на своем опыте работы в фитнес-студии.
**Расходы**
| Статья расходов | Цена, руб. |
| --- | --- |
| Аренда | 20 000 |
| Коммунальные услуги | 10 000 |
| Телефон, интернет, программа | 5 000 |
| Налоги | 15% |
| Управляющий, уборка, бухгалтер | 50 000 |
| Итого постоянные расходы | 35 000 |
| Итого переменные расходы | 50 000 |
| Общий итог расходов | 88 900 |
Основные расходы были связаны с первым арендным платежом и созданием бренда, включая позиционирование, айдентику и сайт. Всего при запуске было потрачено около 200 тысяч рублей.
**Прогнозирование доходов**
Прогнозирование доходов — задача более сложная, чем расчет расходов. На доход может влиять множество факторов, таких как пандемия и новые тренды в фитнесе. В своей компании Георгий Чуманов использовал следующий подход:
* Определили среднюю стоимость визита и месячного абонемента в Москве.
* Высчитали, сколько потенциальных клиентов (лидов) мы можем привлечь.
* С учетом процента конверсии рассчитали, на какое количество продаж мы можем рассчитывать. Примерный прогноз конверсии в продажу из первичного трафика составляет 20%. Для продлений и повторных продаж он, конечно, выше — 60%.
Опытный предприниматель, предлагает свой вариант затрат на открытие фитнес-клуба:
**Траты**
| Статья расходов | Цена, руб. |
| Капитальные вложения | 405 000 |
| Станки | 50 000 |
| Зеркала | 50 000 |
| Спортинвентарь | 20 000 |
| Мебель | 85 000 |
| Покрытие напольное | 45 000 |
| Оргтехника | 35 000 |
| Музыкальный центр | 5 000 |
| Онлайн-касса, эквайринг | 25 000 |
| Видеонаблюдение | 35 000 |
| Вывеска | 35 000 |
| Полиграфия | 20 000 |
| Первые 2 месяца аренды помещения | 80 000 |
| Маркетинг | 100 000 |
| Резерв на непредвиденные расходы | 100 000 |
| Прочие расходы | 15 000 |
Если у вас остались вопросы, пишите на https://myjus.ru и наши специалисты ответят на все ваши вопросы. Консультация бесплатная!