В начала прошлого века, на заре авиации, аэропланы делали из тряпок и палок, оттого они были хрупкие. А ещё - маломощные и тихоходные. Летать удавалось "низэнько-низэнько", в лучшем случае, по прямой, а если повезёт - по заданной кривой.
По мере совершенствования аппаратов, в воздухе получалось делать всё более и более сложные элементы - вираж, горку, бочку и пр.
Но до поры никому в голову не приходилось попробовать исполнить так называемую "мёртвую петлю" - полный замкнутый оборот в вертикальной плоскости. Точнее, этот элемент существовал в теории, а на практике считалось, что если его выполнить, аэроплан он перегрузок развалится. К тому же, поскольку в верхней точке лётчик будет находится вниз головой, он рискует вывалиться из кабины, а мотор - заглохнуть.
На западе утверждают - первым, кто решился на этот рискованный шаг и остался в живых, был французский пилот Адольф Пегу, который выполнил "мёртвую петлю" 19 августа/1 сентября 1913 года на самолёте «Блерио XI». Было это на аэродроме Жювизи и Бюк, под Парижем, при стечении большого количества зрителей.
Но деликатность момента в том, что 27 августа/9 сентября 1913 года тот же самый элемент выполнил российский лётчик Пётр Николаевич Нестеров на моноплане "Ньюпор-4". Событие произошло в Киеве, над Сысерцким полем (из чего следует... правильно, что Украина - родина высшего пилотажа).
Если честно, то по датам получается, что француз перевернулся в воздухе раньше русского. А везде почему-то пишут, дескать, Нестеров на неделю опередил Пегу. Так или иначе, но последний, побывав в России в октябре 1913 года, лично признал первенство Нестерова в выполнении «мёртвой петли». Однако на его родине всё равно продолжают заявлять о приоритете своего гражданина над нашим.
Поэтому в западных источниках до сих пор встречается эпоним ПЕТЛЯ ПЕГУ, а у нас она известна как ПЕТЛЯ НЕСТЕРОВА. Хотя нейтральным считается вариант "мёртвая петля".
К слову, если уж на то пошло, то первым "вверх ногами" пролетел французский лётчик Обри, причём ещё в 1912 году. Однако было это непредумышленно, всё произошло случайно - его самолёт перевернуло ветром, но он сумел выровнять машину.
А ещё многие наши соотечественники утверждают, будто бы Пегу совершил вовсе не "мёртвую петлю", а нечто S-образное, и это совсем другое. Самое интересное, что так считал и сам Пегу, но кто он такой, когда речь идёт о принципиальном противостоянии Франции и России!
В общем, на мой взгляд, тут больше политики, чем пилотажа.
Пётр Николаевич Нестеров (15/27 февраля 1887 - 26 августа/8 сентября 1914) - русский военный лётчик, штабс-капитан.
Родился в Нижнем Новгороде, в семье дворянина, офицера, воспитателя кадетского корпуса. Учился в том же корпусе, а по окончании его был зачислен в Михайловское артиллерийское училище.
В звании подпоручика отправился служить во Владивосток. Там из артиллерии попал в воздухоплавательную роту, что неудивительно, ибо тогда с аэростатов корректировали огонь пушек.
Летать ему понравилось, и Нестерова командировали в Офицерскую Воздухоплавательную школу в Гатчине. Свой первый полёт на аэроплане он совершил в сентября 1912 года.
Тренируясь в лётном деле, Пётр Николаевич занимался конструкторской деятельностью - построил планер, разработал проект оригинального самолёта без вертикального оперения, модифицировал свой самолёт «Ньюпор-4», создал исследовательскую конструкцию семицилиндрового двигателя мощностью 120 л. с. с воздушным охлаждением, занимался строительством одноместного скоростного самолёта.
Нестеров впервые доказал, что во время выполнения виражей с креном больше 45 градусов происходит изменение в работе руля: руль высоты выполняет функции руля направления, а руль направления - руля высоты. И ввёл обучение полётам с глубокими виражами и посадку с отключённым двигателем на заранее намеченную площадку. А ещё разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками и ведения воздушного боя, освоил ночные полёты.
Поскольку в те времена аэропланы не оснащались штатным вооружением, и лётчики, в лучшем случае, могли расстреливать врага из револьвера, сблизившись с ним в воздухе, Нестеров прикреплял к хвосту своего самолёта длинный трос с грузом на конце в виде «кошки», чтобы запутывать пропеллер чужой машины. А для разрушения оболочки дирижабля Нестеров установил в хвостовой части аэроплана «нож-пилку».
Во время Первой мировой войны, он воевал на Юго-Западном фронте, принимал участие в боях за Львов, осуществлял воздушную разведку, выполнил одну из первых в Российской империи бомбардировок приспособленными для этого артиллерийскими снарядами. За это австрийские военные даже назначили крупную награду тому, кто собьёт аэроплан Нестерова.
Однако российский пилот не дал им этой возможности - в воздушном бою над городом Жолква, Львовская губерния, он совершил первый в мире таран, направив свой самолёт на врага. А тем тросом с "кошкой" не смог воспользоваться, потому что верёвка оборвалась и осталась на земле.
Погиб и сам Нестеров, и австрийский экипаж.
Пишут, что труп героя на земле ограбили - сняли сапоги, шлем, вытащили бумажник с деньгами. Причём всё это было на нашей же территории. Прибывшие первыми обозные солдаты сказали, что нашли тело Нестерова уже в таком виде, как он лежал, но видели двух человек бежавших по направлению к казачьему лагерю.
Цыгане, стопудов.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!