Часть 3. Замужем
Глава 44
-К родителям-то поедем в субботу? – спросила Ида у Татьяны. – Папа там что-то разболелся. Надо навестить, прибраться в доме, матери тяжело. Тая с детьми, некогда ей. А мы в четыре руки и окна отмоем, да и в доме все приберем…
Сестры пили чай в светлой кухне Иды. Таня зашла навестить сестру.
Она все не могла налюбоваться. И светло у сестры, и чисто. Свежо так, обои они с Анатолием обновили в кухне. Отдельно живут, да душа в душу. Это ли не счастье? А они «толкутся» со Снежей вдвоем в это несчастной комнате, две взрослые женщины! А выйдешь наружу, так там орава соседей еще…
-Поедем, конечно, - сказала Таня, - справимся. Снежку-то не уговоришь, все гуляют с подружкой! Танцы, шмотки на уме. Вкус почувствовала!
-Ну, а что ты хотела, - спросила Ида, подливая ей в чашку кипятка, - ей 20 лет! Не удержишь! Парень-то у нее есть?
-Нету, - Таня отхлебнула из чашки. - Что-то никак все. Говорю ей, парень у меня на работе есть, хороший такой, положительный, небалованный. Нет и все! Не нужны, вишь, работяги ей. Привыкли там, в Автограде своем, с этими своими бандитами…Да и все забыть его не может!
-Плохо. - вздохнула Ида, вытирая руки полотенцем, - глядишь, стала бы встречаться – забыла бы! А моя тоже… Вот чего там сидит, спрашивается? Одна ведь в городе, никого родных! Вцепилась за мужика этого. А он женат, двое детей. Ну куда? И ничего не скажи! Квартиру ей так и не дали…А может, просто так сказала. Кому сейчас квартиры дают? Ушли уж эти времена!
Ида с досадой покачала головой. Сердце болело за единственную дочь. Другие, вон, в 22 года уже замужем, деток имеют, а эта что? Мотается!
-Да, - вздохнула и Таня, думая о своем. – Тоже сидим мы в этой клетушке вдвоем, ругаемся постоянно. Снежка привыкла жить одна, то тут вещь бросит, то со стола не уберет. А это крошки, тараканы, соседи потом возмущаются…
Ида подрезала еще колбасу и уложила ее на ломтики батона, придвинула сестре и кивнула:
-Ешь. Ну, а что Витька-то твой? Так и не разбежался тебя замуж брать?
-Да…- неопределенно махнула рукой Таня и взяла бутерброд, - уж сколько не виделись! Как разругались тогда - он напился…Я и ушла. Тут со Снежанкой пока разбирались…Кстати, надо хоть навестить бы его, нехорошо это, не чужой же человек все-таки.
-Господи, - вздохнула Ида, - нужен тебе забулдыга этот…
-Других-то нету, - Таня снова ответила своей любимой фразой.
- Ну, уж такого счастья точно не надо! – назидательно сказала Ида.
Таня, несмотря ни на что, все еще лелеяла надежду. Очень ей хотелось отдельную квартиру. Витька ее единственный выход! Как она устала там жить! А что они могут? Поменять с доплатой? Так где ее взять, эту доплату? Ладно, хоть Снежка сейчас на себя сама зарабатывает, а то вообще, хоть вешайся! Как же его убедить расписаться? Потерпела бы она, но зато квартира будет. Опять же, объединиться можно! Сестры договорились, что в субботу поедут к родителям, Таня попрощалась, и, не сказав ничего сестре, решила, что все-таки сходит к Витьке. Может, что и изменилось у него за это время!
***
Снежана пришла с работы. Бросила на тумбочку сумку, разделась, влезла в привычный халат и легла. Устала! Кому нужны эти чертовы отчеты, таблицы? К концу дня в глазах рябило от цифр! Снежана наслаждалась тишиной. Матери нет…Все надоело. Эта неустроенность, никакого личного угла, пространства! Сколько это будет продолжаться? Мать все время дома, Снежана уже радовалась, когда та уходила по сменам на работу. Как наседка, кружится, поучает, ждет, отчитывает, следит! Она уже взрослый человек! Чего ей надо-то? Она вернулась домой, как мать того хотела, работает. Терпения уже никакого нет! Шла бы, вон, к Вите своему, хоть какое-то спокойствие бы было. Нет, все кудахчет. Заладила теперь - замуж надо выходить! Может и надо! А за кого? В городе заводчане одни, да водители троллейбусов! То еще счастье! Снежана возмущенно хмыкнула. А с другой стороны, замужество было бы выходом. Хоть от матери съехать.
Но, как назло, со знакомствами не получалось. Снежана привыкла к вниманию, а сейчас, как сглазил кто! Она уже попросила Галю узнать, может у ее Женьки есть друзья какие-то? Познакомили бы! А то втроем время проводят. Гальке неудобно, что она с парнем, а Снежа одна, вот и зовет ее в гости или на дискотеку. Но третий-то лишний!
Познакомили они ее с неким Максимом, другом Жени. Тюфяк какой-то! Вроде бы все шло хорошо, пару раз встретились, Снежана думала, что понравилась ему. А как же иначе? Да он таких как она сроду не видел! Потом пригласила его к себе - мать на работе в ночь была. Так он сбежал от нее наутро, как ошпаренный! И все, больше до него было не дозвониться! Сам, кстати, из себя он ничего такой. Симпатичный! Спугнула его, наверное, своей чрезмерной напористостью…Ну, а что ей еще оставалось, у нее сто лет уже никого не было! Да и черт с ним! Снежана негодующе сдвинула брови, вспомнив. Да, одна она так долго не протянет! Ей мужчина нужен! Хоть обратно в Автоград возвращайся! Там проблем с мужским вниманием не было. Когда она с Адамом шла, все падали! Хорошо там было. И сам город помоложе, и люди другие…А тут? В 9 вечера уже никого нет на улицах. Сонное царство какое-то. А может, стоит согласиться на знакомство? Мать все говорила о каком-то своем сотруднике Сереже…Хоть посмотреть что он такое?
Сегодня вот опять Галя с Женей, а значит, ей весь вечер предстоит просидеть дома. Какая же скука…
Стукнула входная дверь. О, мать, наверное, пришла. Снежана высунула в дверь голову и увидела Таню, которая, как во сне стояла у порога.
-Мам, ты чего? – испугавшись подлетела к ней Снежана.
Таня смотрела на нее невидящим взглядом.
-Мам! Мама! - тормошила ее Снежана. Она мать такой никогда не видела!
-А? Да не тряси, - внезапно очнулась Таня, глядя на дочь так, словно впервые увидела ее.
-Ты чего такая-то? – спрашивала Снежана, - что-то произошло?
-Витька…- еле вымолвила Таня, - была у него, а он…
-Да что случилось-то? – уже не выдержала Снежана, - расскажи!
***
Таня после визита к Иде решила дойти все же до Виктора. Зашла по дороге в «Кулинарию», купила готовый пирог с капустой - не с пустыми же руками в гости идти! Поднялась на 5 этаж, отдышалась, и тихонько постучала в дверь.
Ей почти сразу открыли. В дверях стояла незнакомая женщина, пытливо разглядывая Таню.
-Здравствуйте, - сказала Таня удивленно. Это он что, подлец этакий, новую бабу, что ли, себе завел? И кто это такая? На пригретое место прыгнула? У Тани аж давление поднялось, кровь бросилась в голову, ноздри раздулись.
-Вам кого? - спросила женщина.
-Виктора! – выпалила Таня, уже готовая к схватке.
-А нету больше Виктора, - сказала женщина, - вы кто?
-Как это «нету»? - ошеломленно спросила Таня, - съехал куда-то?
Она чуть не упала. Это что за новости?
-Умер, - отрезала женщина, - схоронили уж.
-Как умер? - не поняла Таня, она подумала, что ослышалась. Витя? – Что вы такое говорите? Этого не может быть! Он же молодой еще мужчина!
-Вы кто? – нетерпеливо повторила женщина.
-Я…это…его женщина, в общем, - запинаясь, сказала Таня, - мы вместе были много лет…И я…
Внезапно у Тани закружилась голова, она схватилась за дверной косяк, изо всех сил стараясь не упасть. Женщина схватила ее за локоть.
-Я Ольга, жена его бывшая. Входите, - велела она. Таня вошла в квартиру на негнущихся ногах. Она села на предложенный Ольгой стул, огляделась. В комнате все было так, как прежде. Только матраца на кровати не было.
-Сердечная недостаточность, - сухо сказала Ольга, - соседи позвонили мне. Хоронить некому было. На себя пришлось все взять.
-Нет…нет, - мотала головой Таня, в горле возник комок. - Можно воды…
Ольга налила ей воды из крана на кухне и протянула стакан.
-А вы-то где были? – Тане показалось, что Ольга говорит с каким-то укором, - почему не рядом, раз уж вы его женщина
-Понимаете, - сказала Таня, выпив воду и переведя дыхание. Она словно оправдывалась, - поругались мы, выпивал же он. Ну я и ушла. Да и дочке помочь надо было…
Ольга смотрела на эту женщину в каком-то старомодном платье, с нелепой «химией», рыжими волосами, тонкими губами, тщательно подкрашенными красной помадой. Ее огорчение было таким искренним, что Ольге стало ее жаль.
-Да, тут некоторые вещи я нашла, - сказала она, - похоже, ваши. Заберите. Квартиру я пока сдам, платить за две нам с дочкой накладно. Пока в наследство вступит она, пока то, пока се…
-Да…Да, - несвязно лопотала Таня, вставая. Все. Ее мечты о тихом семейном счастье с Виктором, в собственной квартире разбились на тысячу осколков. Как она мечтала, а он взял и помер. Допился. Ох, Витька, Витька, ведь все могло бы быть и по-другому…А теперь другая хозяйка тут…
Ольга вручила Татьяне пакет. Там лежали ее халат, тапочки, расческа. Тогда, уходя, она забыла их взять. Зачем ей теперь все это?
***
Таня шла по улице дворами слезы текли из глаз. И Витьку было жалко, и себя, и свои разрушенные мечты. Почему пошло все не так? И ведь, главное, началось все это с тех пор, как развелась она с Сашей, и квартиру их разменяла. Ни капли счастьица после этого! Одни проблемы! То со Снежей, то с деньгами, то с личной жизнью. Как проклятье висело на ней какое-то! Алефтина Михайловна, наверное, не тем будь помянута, постаралась!
А ведь если б расписались с Витькой, квартира б сейчас ей досталась! Ну, или половина хотя бы…Она бы этой Ольге с дочкой Витиной свою комнату отдала, а сама со Снежей переехала. Пусть в маленькую, но отдельную! Как хорошо бы было! А теперь все. Приговорена она к своей этой конуре до конца своих дней, наверное. А как билась за нее когда-то!!!
Хоть бы у Снежки все сложилось, замуж бы вышла…А она, Таня, уж как то…Не видать ей счастья в этой жизни, видимо… Она заплакала еще горше.
***
-Мам, - Снежа еле успокоила ее, - ну что ты так переживаешь? Ну один он, что ли на этом свете?
-Да понимаешь, обидно. – Татьяна громко высморкалась в платок. – Ведь столько лет терпела! Планы были! А тут все! Взял, мать его, и помер! Нет бы расписаться, все тянул - тянул…Как назло!
Таня так разозлилась на уже покойного Виктора, что никак не могла успокоиться.
-Я ж хотела как лучше, - всхлипывала она, - чтобы мы с тобой выбрались отсюда, а вот ведь как все получилось…
-Господи, мама, у него квартира-то! – брезгливо сморщив нос, сказала Снежа, - будки у собак больше! Было бы о чем жалеть!
-Да что ты понимаешь, - вздохнула Таня, вытирая глаза, - отдельно зато! Сроду я отдельного угла не видела, все время с людьми жила. С родителями, потом в общаге, со свекровью…Теперь на соседей. А как спокойствия хочется, собственного уюта! Ты-то пожила в хоромах, как тебе теперь тут? Сладко?
-Нет, конечно, - Снежана вообще смотрела на эту их комнату как на постоялый двор, в котором можно отдохнуть, отоспаться, а потом переезжать в следующий пункт. - Ну что теперь, убиваться что ли? Вышло, как вышло.
- И Витьку жалко – продолжала Татьяна, - как ни крути, по-своему любила я его все же. Ведь столько лет вместе…
-Ну ладно тебе, - Снежана погладила мать по плечу.
-Пошли, помянем хоть, - вставая, сказала Таня, - да и поужинать надо…
Найдя в стенном шкафу початую бутылку водки, Таня налила рюмку и Снеже. Та скривилась. Водку она не пила, предпочитая шампанское или вино, но нужно же было как-то поддержать мать. Таня нарезала купленный пирог с капустой - не пропадать же добру! Они присели за стол.
-Царствие ему небесное, - выдохнула Таня, залпом махнула рюмку, и закусила пирогом, - любил он ее, горькую.
-Да, - согласилась Снежа и пригубила водку, - так-то он не злой мужик был, ко мне хорошо относился…
Обе задумались на мгновение, каждая о своем.
-Ладно, дочь, - сказала Таня, убирая бутылку, - давай есть. А ничего! Все пройдет, будет и на нашей с тобой улице праздник!