Восьмилетняя Лена, склонившись над письменным столом, старательно рисовала котенка в альбоме. Котенок получался очень похожим на того - живущего в подвале. Такие же белые лапки и грудка, ушки торчком и грустные зеленые глаза.
– Ты очень хорошо рисуешь. Даже характер котенка удалось передать. Как будто ты с ним давно знакома!
Это – дядя Саша, неродной отец Лены, живет с ними уже полгода. Лена его сторонилась. Нет, он очень хорошо к ней относился, но с его появлением, мама стала меньше обращать на Лену внимания и просила меньше его беспокоить. Девочка почувствовала себя лишней, замкнулась, глаза ее потухли, и улыбка теперь редко трогала пухлые детские губы.
– Где ты его видела? – Не отставал дядя Саша.
– Он живет в нашем подвале. – Тихо ответила Лена. – Я иногда выношу ему покушать. Он очень любит, когда я его глажу и провожает до дверей подъезда.
– Он кажется таким славным. Почему ты не заберешь его?
Лена неопределенно пожала плечами и вздохнула. Она не стала рассказывать, что просила маму забрать котенка домой, но мама, подумав, ответила, что это может не понравиться дяде Саше и оставила малыша на улице.
Саша о чем-то думал, глядя на девочку, сделал для себя какие-то выводы, встал, хлопнув себя по коленям и негромко произнес:
– Ладно. Решим вопрос. – Потом с улыбкой обратился к девочке: – Знаешь, когда я жил с мамой – бабушкой Ниной, у меня тоже был кот, которого я подобрал в подвале. Мама сначала была против, но потом они так привязались друг к другу, что стали неразлучными. Они теперь вместе выходят на прогулки по двору, он даже в магазин ее провожает. Когда он был маленьким, был такой смешной – мог забиться в любую щель и уснуть там. Мама с ног сбивалась, пока его отыщет.
Лена, распахнув огромные глаза, слушала дядю Сашу и несмело улыбалась.
– Леночка! – позвала мама с кухни. – Иди, я тебе приготовила обед.
Лена поднялась со стула, закрыла альбом, убрала его вместе с карандашами в стол. Мама сначала кормила Лену, потом садились обедать взрослые. Но сегодня Саша настоял, чтобы за стол сели все вместе:
– Варя, нельзя так! – втолковывал он, пока Лена мыла руки. – Зачем ты отделяешь ребенка от нас, ей и так нелегко.
– Мне казалось, что так будет лучше. Для тебя... – оправдывалась Варя.
Обедать с взрослыми было несравнимо интересней, чем одной. Мама и дядя Саша делились новостями о работе, Лена тоже рассказала о новостях в классе и ее выслушали! Только однажды мама сделала ей замечание:
– Леночка, держи вилку правильно, как я тебя учила! – Лена, перехватывая вилку, заметила, что дядя Саша тоже держит ее неправильно, но услышав слова мамы, тут же исправился. Девочка взглянула на него, и они едва заметно улыбнулись друг другу.
Когда уже пили чай, дядя Саша завел разговор о котенке:
– Знаешь, Варя, у нашей Леночки есть маленький друг, которого она любит и о котором заботится. Он еще совсем малыш и живет в подвале. Давайте подумаем, как сделать его жизнь нормальной? Есть предложения?
Варя увидела, как зажглись надеждой глаза дочери, она умоляюще взглянула на нее.
– Вы предлагаете забрать его домой? – догадалась Варя.
– Да! – выдохнула Леночка и взглянула на дядю Сашу, ожидая его поддержки.
– Разумеется, Варя! – улыбнулся Саша. – Малыш там может заболеть и погибнуть, а здесь за ним будет хороший присмотр и воспитание. Ты не против?
– Ну... Если он не будет тебе мешать... – пожала плечами Варя.
Радостный визг дочери и веселый смех Саши заглушил ее последние слова.
Саша появился в жизни Вари восемь месяцев назад, когда она, отчаявшись наладить личную жизнь, смирилась. От прошлой жизни у нее остались бабушкина квартира и дочка. И еще клубок неразрешимых для хрупкой женщины проблем, долгов и бытовой неустроенности – всего, к чему ведет отсутствие любящего мужчины и депрессия. Но появился Саша – молодой, порядочный, сильный, необыкновенно добрый человек и все изменилось! Теперь Варя больше всего в жизни боялась его потерять. Она была готова на все, лишь бы он был рядом, лишь бы ему было хорошо с ней. Уют, покой, чистые, наглаженные рубашки, брюки с идеальной «стрелочкой», галстуки на все случаи жизни, горячие завтраки и вкусные обеды – все для него! Он был благодарен и отвечал заботой. Ей казалось, что восьмилетняя дочка не совсем вписывается в их счастливую жизнь и старалась, чтобы она не беспокоила Сашу своим присутствием без повода. А виной всему слова Нины Ивановны – матери Саши, адресованные сыну, которые она невзначай услышала:
– Вместо того, чтобы завести нормальную семью, растить своих детей, будешь воспитывать чужого ребенка! Или я, или они!
Саша сделал свой выбор, хотя Варя видела, что ему нелегко дался разрыв с мамой, но виду он не подавал, во всяком случае при Варе. Лишь изредка названивал маме, чтобы узнать о ее здоровье.
Варя работала психологом в той же школе, где училась дочка. После уроков Лена шла к маме и проводила с ней несколько часов, вечером за ними заезжал дядя Саша. Но теперь распорядок дня у нее несколько изменился – дядя Саша настоял, чтобы Леночка посещала местную школу искусств, убедив маму, что у нее несомненный талант к рисованию. Школа искусств была рядом – в квартале от школы и Лена без труда добиралась до нее самостоятельно. После занятий, где ее талант оценили и педагоги, она возвращалась к маме, дожидаться дядю Сашу, чтобы потом вместе ехать домой, где теперь их ждал Мурзик.
Сегодня возвращаться к маме не пришлось – после занятий в школе искусств ее встретил дядя Саша.
– Освободился пораньше, - объяснил он, – моя мама просила помочь собрать новый шкаф. Поехали вместе.
Их встретила женщина лет шестидесяти, чуть полноватая, со строгим выражением лица и такими же строгими глазами. Оробев, Леночка прижалась к дяде Саше, посматривая на бабушку Нину. Заметив это невольное движение, бабушка Нина улыбнулась:
- Проходите. – Помогая девочке разоблачаться, она объясняла сыну: – Купила новый шкаф для белья – старый совсем развалился, пришлось выбросить. А за сборку нового таких денег просят! Тебе, я знаю, это вместо развлечения. Помоги матери, зря что ль я тебя рожала? – пошутила она. - А мы пока побеседуем.
Саша в спальной жужжал шуруповертом, постукивал киянкой, а бабушка Нина с Леночкой расположились в гостиной, бабушка – в кресле–качалке с котом на коленях и вязанием в руках, а Леночка достала альбом, устроилась напротив и принялась рисовать.
– Хорошо ли живете, дружно? – интересовалась бабушка.
– Хорошо, бабушка. – отвечала Лена. – Мама с дядей Сашей никогда не ругаются, только улыбаются друг другу и обнимаются, если думают, что я не вижу...
– Вот оно как! – усмехнулась бабушка. – Дядей Сашей его называешь... Наверное еще время не пришло. А ты, значит, все видишь, все знаешь?
– Ага. – Простодушно призналась Лена. – Еще я слышала, как мама сказала дяде Саше, что у меня будет братик. Через шесть месяцев.
– Да ты что! – ахнула бабушка. – Вот это новость! И ведь молчит, дядя Саша твой, ничего мне не сказал! – она отложила вязанье, подумала: – Тут и обижаться не стоит – я сама того заслужила глупыми речами.
– Вот, бабушка, возьмите, это Вам. – Лена подала бабушке альбомный лист, где простым карандашом был сделан рисунок – бабушка, увлечена вязаньем, а на ее коленях примостился кот и заинтересованно смотрит на мелькающие спицы.
– Ах ты, батюшки! – поразилась бабушка. – Сама? Это ты сама нарисовала? Дай-ка я тебя расцелую, девочка моя! Талант ведь! Где ж такому учат?
Лена рассказала, как после уроков бежит в школу искусств, потом – назад в школу к маме и только вечером их забирает дядя Саша.
– Не-е-ет. Так дело не пойдет! – Покачала головой бабушка Нина. – Ребенок - один, да по морозу! Мы с тобой вот как поступим... – И бабушка что-то зашептала Леночке на ушко.
На следующий день по дороге за своими девчонками, Сашу отвлек звонок супруги:
– Саша, мы не в школе, мы в гостях у Нины Ивановны, у мамы...
Бабушка Нина, как они договаривались, встретила Леночку у школы, проводила ее на урок рисования, дождалась и привела к себе домой. Позвонила Варе, чтобы та не волновалась и тоже шла к ней, как освободится. Теперь все трое, уреванные, простившие друг другу все и вся, облегчившие свои души слезами умиления и запив их чаем с пирогом, ждали Сашу.
Леночка первая подошла к Саше и чуть стесняясь, прижалась щекой к его руке.
– Спасибо. – Прошептала девочка.
– За что? – удивился Саша.
– Если бы не ты – у меня бы не было школы рисования. И еще Мурзика, бабушки Нины и... И папы. А скоро – будет еще и братик! Я теперь такая счастливая!
– Я – тоже. – Улыбнулся Саша.
Варя и Нина Ивановна переглянулись и улыбнулись друг другу. Они были полностью согласны с Леночкой и Сашей.
Тагир Нурмухаметов