Стоимость автомобилей в России скоро вырастет, однако не настолько резко, как это могут попытаться представить ушлые продавцы. Как не попасться на удочку.
О цифрах и утильсборе
С 1 октября 2024 года в России вырос утилизационный сбор на ввозимые из-за рубежа автомобили и прицепы. Вырос значительно – от 70 до 85 процентов, и в будущем увеличится снова. Само собой, для простых граждан это означает неминуемое повышение цен, которое уже ощутили клиенты некоторых автосалонов.
Кто не в курсе, утилизационным сбором называют налог для производителей и импортеров авто, который уплачивается за каждую произведенную или ввезенную в Россию машину. Цель налога – обеспечить будущую утилизацию автомобиля, когда закончится срок его службы. Гипотетически повышение утильсбора должно означать, что брошенного автохлама в наших дворах станет меньше. На практике же… впрочем, время покажет.
Сейчас куда важнее то, что некоторые автодилеры уже объявили о росте цен в связи с повышенными расходами – к и без того немалой стоимости машины прибавится от 300 до 500 тысяч рублей.
"Я еще ни разу не наблюдал снижения цен на автомобильном рынке России. Цены на машины и так уже очень высокие, казалось бы, куда еще расти? Но очевидно, что стоимость вновь увеличится. Те, на кого распространяется нововведение, поднимут цену на сумму утильсбора + процентов 30 от него. Остальные тоже не останутся в стороне. Так что стоит ожидать рост цен как на автомобили с пробегом, так и на новые", - сказал изданию "Конкурент" Антон Рябов, соучредитель компании ARCars.
Вот только насколько это обоснованно?
Ни для кого не секрет, что никакое изменение цен на рынке, за исключением случаев прямой государственной регуляции, не происходит вдруг. Даже с учётом возросшего налога, сначала нужно распродать машины, уже завезённые в страну с уплатой "старого" утильсбора. Между прочим, ценник обещают сохранить до 15 октября.
С учётом того, что про грядущее повышение было известно достаточно давно, дилеры постарались создать запасы. Да чего уж там, везли в Россию из Китая столько машин, сколько вмещали автовозы и даже немного больше! Из-за них на погранпереходах с КНР даже образовались заторы.
Для понимания, обычно вся процедура пересечения сухопутной границы занимает около суток. Однако в преддверии повышения утильсбора простоять в очереди можно было и семь, и десять дней.
По словам автомобильного эксперта Олега Моисеева, сейчас на складах у дилеров и импортёров уже накоплено около 400 тысяч иномарок всевозможных марок, моделей и конфигураций. Само собой, раз эти авто уже в России, все необходимые налоги с них уже уплачены.
Надолго ли хватит запасов?
Что такое 400 тысяч машин? С учётом обычных темпов продаж по привычным ценам, этого количества хватит чуть меньше, чем на полгода. И все эти месяцы продавцы могли бы сохранять цену на плюс-минус прежнем уровне. А уж если Центробанк вновь увеличит ключевую ставку, что приведёт к подорожанию автокредитов, то запасов и вовсе хватит до следующего лета.
Так отчего же ценники могут поползти вверх уже этой осенью? Отвечая вопросом на вопрос, а с чего бы им оставаться на месте, если машины всё равно купят, тем более государство подкинулj такое хорошее оправдание. Ведь про запас в почти полмиллиона машин на складах знают далеко не все, и ещё меньше знают о том, как работает утильсбор.
Разумеется, будут возмущения, недовольные клиенты во всём обвинят чиновников или подлых иностранных продавцов, однако всё равно раскошелятся. По крайней мере, именно такой может быть расчёт у автодилеров, уже потирающих руки в ожидании сверхприбылей.
А потому, придя в автосалон после 1 октября, услышав от продавца про утильсбор и повышение цен, не стоит верить ему на слово. И быть может, имеет смысл поискать более честное предложение?
Коснётся не всех
К слову, стоит напомнить, что повышение утильсбора коснётся только крупных импортеров, но не простых людей, которые ввозят из-за границы машину для личного пользования и обязуются не продавать её в течение года.
"Когда еще только начинали говорить про повышение коммерческого утилизационного сбора, многие компании вводили в заблуждение клиентов, убеждая, что это касается абсолютно всех. К нам неоднократно обращались люди и рассказывали такие истории. Но правда заключается в том, увеличение утильсбора распространяется только на автомобили, привезенные с целью перепродажи, то есть цена при импорте на конечного потребителя не изменится", - заверила Татьяна Заруцкая, генеральный директор компании по импорту авто.
Она также уверена, что подобная особенность может переориентировать значительную часть клиентов с покупки автомобиля у русского дилера на приобретение импортной машины у зарубежного продавца.
В то же время Дмитрий Клатаевский, директор компании, занимающейся поставками из Японии, отметил, что с начала 2024 года в России практически восстановился, по сравнению с досанкционными временами, спрос на беспробежные автомобили. А значит и тотальной "пешеходизации" автомобилистам явно не грозит.