Найти тему
REALIST

Американцы возрождают русский космический челнок? Dream Chaser, Спираль...

Многоразовый космический челнок Dream Chaser поразительно напоминает советский БОР-4, и ракетоплан "Спираль", разрабатывавшийся с начала 1960-х...

Dream Chaser
Dream Chaser

С 1980 по 1983 год в СССР пять раз запустили очень похожий аппарат под названием "БОР-4", который совершил один суборбитальный полёт и четыре орбитальных, в каждом намотав по 1,5 витка по орбите. Все запуски были беспилотными и проводились в автоматическом режиме.

БОР-4 (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан), ныне хранится в авиамузее в Монино
БОР-4 (Беспилотный Орбитальный Ракетоплан), ныне хранится в авиамузее в Монино

В полётах аппарата БОР-4 исследовались в основном теплозащитные материалы и прорабатывалась возможность посадки многоразового космического корабля "по-самолётному". Позже какие-то из этих наработок были использованы в "Буране".

Орбитальный самолёт "Спираль", который по замыслу конструкторов должен был запускаться с самолёта-носителя, отдельной ракетной ступенью выводиться на орбиту и возвращаться с орбиты в самолётном режиме. На фото - дозвуковой аппарат 105.11, который сбрасывали с самолёта-носителя Ту-95 и отрабатывали на нём автоматическую посадку.
Орбитальный самолёт "Спираль", который по замыслу конструкторов должен был запускаться с самолёта-носителя, отдельной ракетной ступенью выводиться на орбиту и возвращаться с орбиты в самолётном режиме. На фото - дозвуковой аппарат 105.11, который сбрасывали с самолёта-носителя Ту-95 и отрабатывали на нём автоматическую посадку.

Консоли крыла "БОРа-4", как и орбитального самолета "Спираль", могли поворачиваться в корневой части , при этом величина "развала" (угла поперечного V) определяла угол атаки, при котором аппарат самобалансируется (т.е. становится статически устойчив) при входе в плотные слои атмосферы. Как известно, "Буран" и шаттл неустойчивы по каналу курса в начале траектории спуска, во время полета на больших углах атаки. 

И вот сейчас мы видим очень похожий аппарат у американцев. Неужели они у нас украли эту концепцию?

Dream Chaser в процессе сборки, 2024 год.
Dream Chaser в процессе сборки, 2024 год.

Американцы на своих ресурсах пишут, что это русские у них украли и идею, и дизайн самого аппарата. Дескать, подсмотрели русские эти необычные формы в дизайне похожего американского аппарата HL-10, который запускался и облётывался компанией Northrop в рамках программы исследования летательных аппаратов с низким аэродинамическим качеством (на один метр потери высоты при планировании приходилось всего три метра полёта по горизонтали, это аэродинамическое качество 3, у разных современных самолётов оно обычно в пределах 10-20, у планеров бывает до 40-50)

HL-10
HL-10

Тут надо сказать, что все ракетопланы в атмосфере летали чуть лучше кирпичей, ибо таскать в космос большие крылья, которые пригождаются только на последнем этапе полёта - дорого и неэффективно. Что шаттлы, что Буран, что Бор - больше падали, чем летели (Аэродинамическое качество Шаттла - 4,5, Бурана - 5,6). Поэтому и требовалось понять, с каким минимальным аэродинамическим качеством можно безопасно приземлиться. А чтобы делать крылья поменьше, додумались до технологии "несущий корпус", когда сам фюзеляж аппарата создаёт некую подъемную силу за счёт своего профиля, а крылья в основном для стабилизации полёта. В шаттлах и буранах эта технология не прижилась, но...

Американцы признаются, что успешные испытательные полёты аппаратов серии "БОР" (а их было выполнено аж двадцать, аппараты от БОР-1 до БОР-5 и ракетопланы "Спираль" проекта 105.хх) подтолкнули NASA к созданию корабля HL-20.

HL-20, полноразмерный макет, 1990 год. До стадии испытательных полётов дело так и не дошло
HL-20, полноразмерный макет, 1990 год. До стадии испытательных полётов дело так и не дошло

Но тут у американцев что-то пошло не так, то ли денег пожалели (шаттлы ещё летали), то ли решили вообще всю космонавтику сбросить в частные руки, программу HL-20 развивать не стали. Идею подхватила компания "Sierra Nevada Corporation" которая в 2005 году выудила у NASA техдокументацию на HL-20 и стала разрабатывать новый старый ракетоплан. По уверениям разрабов Dream Chaser, корабль очень похож на HL-20, но не является его копией. Запуливать сие чудо в космос намереваются с помощью ракеты-носителя Vulcan.

Уже и рекламу в интернетах гоняют, видимо собираются на серьёзных щах пачками возить в космос туристов)
Уже и рекламу в интернетах гоняют, видимо собираются на серьёзных щах пачками возить в космос туристов)

И во всей этой истории на самом деле непонятно, кто у кого спёр идею. Хронология разработок примерно такова:

В 1957 году Boeing по заказу ВВС США пытается разрабатывать орбитальный ракетоплан Dyna Soar

Х-20 Dyna Soar, макет в натуральную величину. Предполагалось, что это будет орбитальный бомбардировщик или перехватчик, но до полётов дело не дошло, зато попилено около $5млрд в нынешних деньгах. Проект закрыт в 1963 году.
Х-20 Dyna Soar, макет в натуральную величину. Предполагалось, что это будет орбитальный бомбардировщик или перехватчик, но до полётов дело не дошло, зато попилено около $5млрд в нынешних деньгах. Проект закрыт в 1963 году.

В 1960 году В СССР от этой концепции сильно забеспокоились и начали секретно разрабатывать первые чертежи "БОР"ов и "Спиралей"

С 1966 по 1975 год американцы испытывают аппараты с маленьким аэродинамическим качеством (HL-10, X-24a, M2-F2 и другие)

Х-24А. Один из серии аппаратов с концепцией несущего фюзеляжа и малым аэродинамическим качеством
Х-24А. Один из серии аппаратов с концепцией несущего фюзеляжа и малым аэродинамическим качеством

15.07.69 БОР-1 совершил первый полёт, аппарат разбился, но в целом программа полёта была выполнена. Затем с 1969 по 1988 год было проведено ещё 19 полётов аппаратов серии БОР, 5 из которых разбились, один утонул, но в каждом полёте был получен ворох ценных данных, а в 1988 году после полёта Бурана все разработки ракетопланов в СССР свернули.

В 1990 году NASA на основе чертежей аппаратов серии БОР создаёт макет аппарата HL-20

В 1999 году Boeing вспоминает о идее орбитального ракетоплана и разрабатывает аппарат X-37B, который позже отправляют в полёт на орбиту аж семь раз с 2010 по 2023 год

X-37B. Аппарат вряд ли как-то связан со "спиралями" и HL-10-20, по нему видно что несущим фюзеляжем тут и не пахнет. Скорее, в этом аппарате боинги пытались сделать что-то иное
X-37B. Аппарат вряд ли как-то связан со "спиралями" и HL-10-20, по нему видно что несущим фюзеляжем тут и не пахнет. Скорее, в этом аппарате боинги пытались сделать что-то иное

В 2004 году компания Space Dev выкупает чертежи HL-20 и начинает на их основе рисовать концепт Dream Chaser. Вдохновения хватает на три года, и

В 2008 году корпорация Sierra Nevada покупает компанию Space Dev и продолжает разработки, вяло планируя первый полёт на 2024 год (пока не состоялся)

Dream Chaser перед испытательным полётом
Dream Chaser перед испытательным полётом

Вот такая история возвращаемых ракетопланов, где все что-то подсматривали друг у друга и каждый пытался сделать успешный проект. Почему аппараты так похожи? Дело в их назначении. Оно должно приземляться с орбиты на аэродром, должно иметь минимальную массу, отсюда так прижилась концепция несущего фюзеляжа и маленьких крылышек. И у всех крылышки поворотные для стабилизации на разных участках полёта (Буран и Шаттлы были шибко неустойчивы на закритических углах атаки, при сходе с орбиты и в гиперзвуковом полёте). Будет ли Dream Chaser серийным? Неизвестно, этому кораблю постоянно не везёт с финансированием, да и конкурирующих разработок куча, победит тот, кто будет максимально эффективен при максимальной дешевизне.