Вспомним один эпизод из его жизни. В 1783 году на юге России началась чума. Херсон был тогда совсем молодой крепостью. Его заложили в 1778 году. Херсонские судостроительные верфи стали самыми крупными на юге России. Но в начале октября 1783 года мастеров пришлось вывозить оттуда. Предполагают, что на берег Херсона чума попала с турецких кораблей. Во время той эпидемии умерли более 10 тысяч человек.
Федор Ушаков находился в Херсоне со своей командой на строительстве корабля. Прекращать работу окончательно он не стал. Всех подчиненных переселил в степь за город. И сразу провел тщательную дезинфекцию казармы, предполагая скорое возвращение к стройке. Люди Ушакова жили в изоляции и тщательно следили за гигиеной. Общаться с другими командами им было строго запрещено. Людей с малейшими признаками болезни отправляли в госпиталь, а жилье и одежды их сразу сжигались.
За соблюдением всех правил и выполнением врачебных указаний Ушаков следил сам. За время изоляции никто из людей Ушакова не умер. В ноябре его команда вернулась к работе. Но и на работе люди Ушакова были отгорожены от остальных. Для дезинфекции и изоляции выстроили целую систему землянок. Каждый день работники отчитывались перед Ушаковым лично о том, кто и какие работы выполнял.
В городе чума уносила жизни до конца лета. Но команды Ушакова она больше не коснулась.
За этот подвиг праведный Феодор получил свою первую высокую награду – орден святого Владимира 4-й степени. И вскоре был возведен в капитаны первого ранга.
Большие успехи в борьбе с этой эпидемией были у врача Данилы Самойловича. Интересно, что у него с Ушаковым были схожие методы. До этого считалось, что моровая язва (это старинное название чумы) передается по воздуху. Поэтому дезинфекция шла в основном через противочумные костры. Ушаков и Самойлович же ограничили взаимодействие людей. И это было прямым попаданием. Чума сильно распространялась через прикосновения. Позже доктор Самойлович доказал своим коллегам, что врач, вскрывая чумные бубоны и препарируя, получает сквозь кожу микродозы чумного яда. И не умирает от этого. А, наоборот, получает защиту.
©Мария Тряпкина
Издательство «Вольный Странник»