Найти тему
Сайт психологов b17.ru

"Не спи - кругом змеи" Дэниела Эверетта и отношение индейцев к смерти

Дэниел Эверетт - лингвист, проживший с семьей несколько лет в племени пираха (бассейн Амазонки) и описавший язык и быт индейцев в книге "Не спи - кругом змеи".

Лингвистические подробности (хотя они тоже интересные) я оставлю за скобками и немного расскажу о мировоззрении племени.

Когда я в первый раз прочитал эту книгу, меня так зацепили взгляды индейцев, что я сочинил следующее:

Принимая законы пираха,
Отрекаюсь от вечного страха
Смерти, хвори, разлуки, оков.
Всё, что будет - моё. Путь таков.

Правда, заряда этой стоической аффирмации хватило ненадолго (до первой простуды, кажется, потом как-то подзабылась), но тем не менее...

Если серьезно, поведение пираха не назовешь гуманным - в книге описываются эпизоды убийства новорожденных, оставления в одиночестве (в реке!) беременной женщины (с печальным исходом) и другие дикие по нашим меркам вещи. Однако, эти и другие случаи объясняются не злым умыслом, а особенностями культуры и специфическим отношением к смерти, которая для племени является довольно будничным делом в силу проживания в дикой природе и отсутствия медицины:

Если умерла ваша мать, ваш ребенок, муж, то вам все равно надо охотиться, ловить рыбу и собирать плоды. Никто за вас этого не сделает. Жизнь не снисходит к смерти. Индейцам негде брать лодку, чтобы отвезти свою семью к врачу. Да и в городе им вряд ли кто-то поможет, даже если они до него доберутся. Но и сами индейцы не примут помощь чужака.

Соответственно, индеец понимает, что "есть только два пути — или стать сильнее, или умереть". У пираха нет устойчивой системы верований с присущими ей атрибутами, понятиями греха и праведности. Более того, нет передаваемых из поколения в поколение мифов. Они не верят в рай или ад, не верят в принципе в какие-либо отвлеченные идеи. Они руководствуются лишь непосредственным, повседневным опытом и живут настоящим моментом (практически в духе гештальт-подхода).

Автор неоднократно подчеркивает, что индейцы пираха отнюдь не бесчувственные

Дело не в том, что пираха равнодушны к смерти. Индеец так же, как и я, способен много дней плыть за помощью, если от этого зависит жизнь его детей. Меня не раз будили по ночам отчаявшиеся индейцы и умоляли прийти поскорее вылечить больного ребенка или жену. Боль и волнение, которые читались в их лицах, были ничуть не слабее, чем у других людей. Но я никогда не видел, чтобы пираха вели себя так, будто все вокруг обязаны ему помогать в беде или нужно перестать заниматься обычными делами только потому, что кто-то болен или при смерти. Это не черствость, а здравый смысл.

Также, Эверетт полагает, что психологически индейцы дадут фору любому представителю цивилизованного мира в вопросах тревоги и счастья:

Я никогда не слышал от индейца пираха, что он беспокоится. На самом деле, насколько я могу судить, в языке пираха нет слова «беспокойство». Одна группа исследователей, приезжавших к пираха, — психологи с кафедры нейробиологии и когнитивистики Массачусетского технологического института — отмечали, что не видели народа счастливее, чем пираха. Я спросил их, как можно проверить такое утверждение. Они ответили, что можно, например, измерить время, которое индейцы в среднем проводят смеясь и улыбаясь, а затем сравнить с тем, сколько минут проводят в этом состоянии люди из других стран — те же американцы. Они предположили, что в этом пираха намного опередят кого угодно.

Интересно, что автор ехал к пираха в том числе с миссионерскими задачами (приобщить индейцев к христианству), однако в ходе экспедиции сам отказался от веры. Книга будет интересна не только лингвистам, но и социологам с психологами. А бытовые подробности жизни одного из последних действительно диких племен заинтересуют еще и антропологов с культурологами. В общем, рекомендую.

Спасибо за уделенное статье время!

Психолог Роман Мотькин (гештальт-подход).
Запись на консультацию

Автор: Роман Мотькин
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru