Со второго полугодия 1988 года был введен в действие новый отраслевой стандарт на типаж промышленных электровозов. Он предусматривал создание восьмиосного двухсекционного электровоза ПЭУ2 для работы на железных дорогах с шириной колеи 750 мм при напряжении в контактной сети 550 В постоянного тока. В 1989 году на ДЭВЗе было завершено проектирование, а в 1990 году выпущен первый электровоз ПЭУ2-001, поступивший для эксплуатации на пути Пролетарского погрузочно-транспортного управления «Средазуголь». Предполагалось заменить на предприятии-заказнике ранее выпущенные тем же заводом односекционные электровозы ПЭУ1, имеющие малую мощность (252 кВт), ступенчатое регулирование напряжения на тяговых двигателях и использующиеся только по системе многих единиц. Особенностью подъездных путей данного предприятия являлось применение типов рельсов не легче Р-43, являющихся тяжелыми для колеи 750 мм. Это обусловило создание локомотива с кузовом, максимально использующим габарит Ту (ГОСТ 9720-76).
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОВОЗА ПЭУ2
Конструкционный вес, кгс 2 х 35000
Нагрузка оси на рельсы, кгс 8750
Конструкционная скорость, км/ч 45
Часовая скорость, км/ч 23,5
Часовая мощность электровоза, кВт 2x413
Сила тяги часовая, кгс 2x6310
Род тока постоянный
Номинальное напряжение в контактной сети, В 550
Количество и тип тяговых электродвигателей 8 х ДТ-11М
Номинальная мощность, кВт 103
Номинальное напряжение, В 275
Ток, А 225
Наименьший радиус проходимых кривых, м 40
База локомотива, мм
База тележки, мм 1860
Диаметр колес по кругу катания, мм 900
Габаритные размеры, мм:
длина 21 580
ширина 2310
высота до опущенного токоприемника 3550.
Секции локомотива полностью идентичны друг другу и при необходимости могут работать как самостоятельные тяговые единицы. На каждой четырехосной секции ПЭУ2 установлены четыре тяговых двигателя ДТ-11М мощностью 103 кВт каждый. Каждый кузов опирается на две двухосные тележки. Привод на оси - индивидуальный, каждая оснащена своим тяговым двигателем. Зубчатая передача-цилиндрическая, односторонняя, прямозубая с передаточным числом 5,54. На каждой секции установлен тиристорный частотно-импульсный преобразователь для плавного регулирования напряжения на тяговых двигателях. Частотно-импульсный преобразователь состоит из двух шестифазных регуляторов, каждый из которых работает на два параллельно включенных тяговых двигателя. Фазы регуляторов включаются со сдвигом во времени на 1/12 периода. Это снижает пульсации напряжения и тока, потребляемого из сети, до допустимых пределов. Напряжение на тяговых двигателях регулируют вручную, с помощью контроллера машиниста. Угол поворота главной рукоятки контроллера задает частоту включения тиристоров и, следовательно, напряжение на двигателях. Преобразователь выполнен блочно-модульной конструкции, с охлаждением его элементов и тяговых двигателей от одного вентилятора- воздухоочистителя. Каждая фаза частотно-импульсного регулятора состоит из двух основных контуров: коммутирующего и нагрузочного. Конструктивно каждые две фазы состоят из блока дросселей, в котором на нагрузочном дросселе размещены два коммутирующих. В непосредственной близости с этим блоком размещены коммутирующие конденсаторы, а над блоком - панель полупроводниковых приборов двух фаз.
Кузова секций - вагонного типа, с одной торцевой кабиной машиниста, отделенной от машинного отделения тамбуром. В отличие от ПЭУ1, высоковольтное оборудование и вентилятор-воздухоочиститель размещены по центру секции, что обеспечивает удобство их обслуживания. На крыше каждой секции устанавливается по одному токоприемнику пантографного типа TЛ-14M. В кабине машиниста установлены пульт управления и блоки управления преобразователем. Для обеспечения микроклимата локомотивной бригаде при работе в условиях Средней Азии был предусмотрен кондиционер. По имеющимся сведениям, электровозы ПЭУ2 оснащались автосцепками СА-3, что совершенно нехарактерно для подвижного состава колеи 750 мм.
На электровозе предусмотрены электрическое реостатное торможение, при котором тормозная сила и скорость регулируются за счет плавного изменения тока возбуждения тяговых двигателей, а также пневматический и ручной тормоз.
Согласно данным Днепропетровского завода, всего было построено три локомотива ПЭУ2: № 001 в 1990 году и №№ 002 - 003 в 1991 году. Все они поступили для работы в Пролетарское ПТУ «Средазуголь». По расчетам специалистов, экономический эффект от внедрения одного электровоза ПЭУ2 в народное хозяйство составлял, в ценах 1990 года, 46600 руб. Но распад СССР и последовавшие за ним события остановили серийное производство этих локомотивов, которые, без сомнения, можно назвать вершиной узкоколейного локомотивостроения в нашей стране.
Продолжение следует….
Поддержите канал-поставьте лайк.