Найти тему

Электровозы ПЭУ2.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Со второго полугодия 1988 года был введен в действие новый отраслевой стандарт на типаж промышленных электровозов. Он предусматри­вал создание восьмиосного двухсекционного электровоза ПЭУ2 для работы на железных до­рогах с шириной колеи 750 мм при напряжении в контактной сети 550 В постоянного тока. В 1989 году на ДЭВЗе было завершено проектирование, а в 1990 году выпущен первый электровоз ПЭУ2-001, поступивший для эксплуатации на пути Пролетарского погрузочно-транспортного управ­ления «Средазуголь». Предполагалось заменить на предприятии-заказнике ранее выпущенные тем же заводом односекционные электровозы ПЭУ1, имеющие малую мощность (252 кВт), сту­пенчатое регулирование напряжения на тяговых двигателях и использующиеся только по систе­ме многих единиц. Особенностью подъездных пу­тей данного предприятия являлось применение типов рельсов не легче Р-43, являющихся тяже­лыми для колеи 750 мм. Это обусловило созда­ние локомотива с кузовом, максимально исполь­зующим габарит Ту (ГОСТ 9720-76).

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОВОЗА ПЭУ2

Конструкционный вес, кгс 2 х 35000

Нагрузка оси на рельсы, кгс 8750

Конструкционная скорость, км/ч 45

Часовая скорость, км/ч 23,5

Часовая мощность электровоза, кВт 2x413

Сила тяги часовая, кгс 2x6310

Род тока постоянный

Номинальное напряжение в контактной сети, В 550

Количество и тип тяговых электродвигателей 8 х ДТ-11М

Номинальная мощность, кВт 103

Номинальное напряжение, В 275

Ток, А 225

Наименьший радиус проходимых кривых, м 40

База локомотива, мм

База тележки, мм 1860

Диаметр колес по кругу катания, мм 900

Габаритные размеры, мм:

длина 21 580

ширина 2310

высота до опущенного токоприемника 3550.

Картинка из свободных источников.
Картинка из свободных источников.

Секции локомотива полностью идентичны друг другу и при необходимости могут работать как самостоятельные тяговые единицы. На каждой четырехосной секции ПЭУ2 установлены четыре тяговых двигателя ДТ-11М мощностью 103 кВт каждый. Каждый кузов опирается на две двухосные тележки. Привод на оси - индивиду­альный, каждая оснащена своим тяговым двига­телем. Зубчатая передача-цилиндрическая, од­носторонняя, прямозубая с передаточным чис­лом 5,54. На каждой секции установлен тиристорный частотно-импульсный преобразователь для плавного регулирования напряжения на тя­говых двигателях. Частотно-импульсный преоб­разователь состоит из двух шестифазных регу­ляторов, каждый из которых работает на два па­раллельно включенных тяговых двигателя. Фазы регуляторов включаются со сдвигом во времени на 1/12 периода. Это снижает пульсации напря­жения и тока, потребляемого из сети, до допус­тимых пределов. Напряжение на тяговых двига­телях регулируют вручную, с помощью контрол­лера машиниста. Угол поворота главной рукоят­ки контроллера задает частоту включения тиристоров и, следовательно, напряжение на двига­телях. Преобразователь выполнен блочно-модульной конструкции, с охлаждением его элемен­тов и тяговых двигателей от одного вентилятора- воздухоочистителя. Каждая фаза частотно-импульсного регулятора состоит из двух основных контуров: коммутирующего и нагрузочного. Кон­структивно каждые две фазы состоят из бло­ка дросселей, в котором на нагрузочном дроссе­ле размещены два коммутирующих. В непосред­ственной близости с этим блоком размещены коммутирующие конденсаторы, а над блоком - панель полупроводниковых приборов двух фаз.

Кузова секций - вагонного типа, с одной тор­цевой кабиной машиниста, отделенной от ма­шинного отделения тамбуром. В отличие от ПЭУ1, высоковольтное оборудование и венти­лятор-воздухоочиститель размещены по центру секции, что обеспечивает удобство их обслужи­вания. На крыше каждой секции устанавливает­ся по одному токоприемнику пантографного типа TЛ-14M. В кабине машиниста установлены пульт управления и блоки управления преобразовате­лем. Для обеспечения микроклимата локомотив­ной бригаде при работе в условиях Средней Азии был предусмотрен кондиционер. По имеющим­ся сведениям, электровозы ПЭУ2 оснащались автосцепками СА-3, что совершенно нехарактер­но для подвижного состава колеи 750 мм.

На электровозе предусмотрены электричес­кое реостатное торможение, при котором тор­мозная сила и скорость регулируются за счет плавного изменения тока возбуждения тяговых двигателей, а также пневматический и ручной тормоз.

Согласно данным Днепропетровского заво­да, всего было построено три локомотива ПЭУ2: № 001 в 1990 году и №№ 002 - 003 в 1991 году. Все они поступили для работы в Пролетарское ПТУ «Средазуголь». По расчетам специалистов, экономический эффект от внедрения одного электровоза ПЭУ2 в народное хозяйство состав­лял, в ценах 1990 года, 46600 руб. Но распад СССР и последовавшие за ним события остано­вили серийное производство этих локомотивов, которые, без сомнения, можно назвать верши­ной узкоколейного локомотивостроения в нашей стране.

Продолжение следует….

Поддержите канал-поставьте лайк.