Сходила тут на родительское собрание в детском саду по поводу нового учебного года. Основной тезис: дети стали старше, а значит, пора брать на себя повышенные обязательства.
Возмущаюсь. У детей должно быть детство, сколько можно на них навешивать! (это я и себе напоминаю лишний раз).
Дальше следовали слайды запланированных событий на год. Среди прочего - 3 Олимпиады и куча интеллектуальных игр.
Напомню, моему сыну 5. Обычный среднестатистический ребёнок, в меру развитый, без признаков ярко выраженной гениальности. Детский сад тоже обычный, но настроенный на вовлечение детей и родителей во всякие активности.
Много слышала жалоб от родителей младших школьников, что в школе постоянно нужно готовить какие-то презентации и участвовать в олимпиадах. Презентации – для конференций или просто в качестве домашнего задания к уроку. Олимпиады – что-то сродни престижных контрольных, только пишутся почему-то дома и через интернет.
Все понимают, число второклассников, готовящих презентацию самостоятельно и так же самостоятельно загружающих олимпиадные задания, стремится к нулю. Какую цель преследуют школы? Подозреваю, что примерно ту же, что и с поделками в детском саду: чтобы родители провели время с детьми за совместной деятельностью. Без таких ЦУ родители ведь не знают, чем можно заняться с детьми (сарказм, если что). И ещё портфолио для ВУЗа собрать, наверно.
Так вот ответственно заявляю, что сейчас все эти конференции-презентации-олимпиады помолодели на 2-3 года и начинаются со старшей группы детского сада.
Может, так уже давно, просто я не в курсе?
Ещё в этом году нас ждут конкурсы. Много конкурсов.
Это муниципальная конкурсная система. Каждый месяц запланирован какой-то конкурс с победителями сначала среди группы, потом сада, потом города. Рекомендовано, чтобы каждый ребёнок поучаствовал в 3-4 мероприятиях за год.
Для всестороннего развития детей идея отличная. Но я опять возмущаюсь. Мне не нравится идея постоянных оценок, кто первый, кто второй, а кто лузер.
12 конкурсов поделены на 4 темы по количеству сезонов: наука, техника, творчество и спорт. Расскажу про ближайшие. Осень посвящена науке.
Я ответственно отнеслась: решила почитать Положения о каждом конкурсе. Там всё очень серьёзно, на много листов.
Сентябрьский конкурс
«Первые шаги в науку» заявлен как конференция! Не иначе как победителям учёную степень присвоят.
Цель – развитие у детей умения выполнить совместно с родителями исследовательский проект и публично его представить. Прописано подробное содержание исследовательской работы с описанием каждой страницы, их в проекте 10. Отмечено, какие страницы помогают оформлять родители (всего 4 страницы), а какие ребёнок делает сам. Определены критерии оценки с выставлением баллов и награждением победителей.
Для меня конкурс прошёл незаметно. О его проведении я узнала только на родительском собрании, когда сентябрь был уже почти на излёте. Победителей чуть позже опубликовали в родительском чате.
Была возмутительная мысль, что провели как-то задним числом. Но прежде чем делать выводы, спросила ребёнка, знает ли он про конкурс.
Дитё тут же подтвердил, что ребята из группы выступали, много интересного рассказывали. Это порадовало. Не зря старались другие родители и дети.
О чём были доклады будущих учёных первоклашек? У Даши – про черепах, которые у неё дома живут. Данил объяснял, почему собака виляет хвостом. Оля – про то, как работает сердце. Картинки показывали.
В итоге несмотря на пугающий официоз в Положении о конкурсе и некоторые накладки с информированием, мероприятие оказалось интересным. Сын вынес полезную информацию, другие дети прокачали навыки выступлений перед аудиторией.
В октябре – Эра эрудитов
В этом конкурсе поучаствовали лично. Хоть и случайно.
По названию конкурса мне представляются маленькие умники и умницы на какой-нибудь игре типа "Брейн-ринг". Но нет.
В Положении написано «Решение логических задач. Ребенок выполняет задания самостоятельно с помощью мыши компьютера или ноутбука. Оценивается количество правильных ответов и скорость выполнения заданий».
Я из тех нудных родителей, у которых ребёнок не сидит за компьютером и мышкой пользоваться не умеет. И в телефон тоже не втыкает. Не, я не сомневаюсь, что мышью щёлкать дети научатся в 5 секунд, но чтоб прям на скорость отвечать… Возмущаюсь, конечно.
Заглядываю в кабинет дошкольника (да, теперь такой тоже есть), чтоб узнать, к какой дате надо познакомить сына с мышкой. Куда-то ткнула, а мне ррраз! - тест случайно и открылся. И настораживающая фраза «Время пошло» вылезла.
А ребёнок с другом во дворе играет, не подозревая, что мать его втянула в интеллектуальную авантюру. Пришлось домой звать, чтоб тест пройти. Я ж за честность, не могу сама на вопросы про «Курочку Рябу» отвечать, вдруг выиграю.
Докладываю результат: «Тест пройден», время 10 минут. Понятия не имею, хорошо это или не очень. Количество правильных ответов не указано. Вопросов было 7. Отвечали с телефона.
Из-за размытых критериев моё чувство справедливости не удовлетворено.
Про «с помощью мыши» в Положении написали, а кто задания детям читать будет, не уточнили. Вроде, и так понятно – читает взрослый.
А дальше логичная цепочка. Раз можно проходить в личном кабинете ➡️ значит, можно с родителями ➡️ значит, читает родитель ➡️ значит, он рядом с ребёнком, пока тот тест делает.
А дальше одни неизвестные.
Может родитель подсказывать или не может?
Молчать, как пропавший с радаров самолёт, когда ребёнок выбирает неверный ответ?
Или делать страшное лицо в знак неодобрения?
Торопить нажимать быстрее или всё-таки стараться, чтобы ребёнок лучше понял, что от него вообще требуется?
Некогда мне было думать, действовала интуитивно. Рассказываю, как мы проходили некоторые задания из теста. А уж правильно или нет, пусть организаторы думают. И вы подумайте, если бы были на их месте.
1️⃣Вопрос первый: Сколько человек вытаскивали репку в сказке «Репка»? Варианты ответов 3, 5, 7.
Дальше наш с сыном диалог.
- Дед – раз, бабка – два, Жучка – три…, считает сын, загибая пальцы. Никуда не торопится, естественно.
- Жучка разве человек? – вопрошаю я, понимая каверзность вопроса.
- Нет. Тогда 2.
- А как же внучка?
- Ну три, значит.
- Хорошо, тогда ищи в ответах 3. Да, здесь. Нажимай.
Сам решил или нет?
2️⃣Вопрос второй. Даны 2 картинки со спичками. Нужно продолжить последовательность.
Интересно, много ли детей, которые не натасканы на подобных задачках, но отвечают сразу правильно?
Сын не из их числа. Он выбрал вариант ответа 1 с максимальным количеством спичек. Даже аргументировал «На первых картинках они только начали строить что-то, а тут уже построили». Вроде, логично. Я предложила посчитать спички, тогда догадался, что правильный ответ другой. Получается, помогла.
Снова сам да не сам.
3️⃣Вопрос третий. Найти подходящий кусочек от одеяла из 4-х предложенных.
Ребёнок задумался. Одеяло очень пятнистое, всё в разноцветных стрелочках. Все предложенные варианты кусков похожи, надо прям очень внимательно смотреть.
- А ты знаешь? – сын ищет поддержки.
- Знаю.
- Ну так подскажи мне.
Подсказываю. Но не ответ, а в какую сторону думать. Не доходит. Пытаюсь объяснить ещё. Получаю уже раздражённое:
- Мама, скажи уже, как правильно.
Помогаю, по ходу ещё раз объясняя.
Вот такие условно-самостоятельно выполненные задания получились.
Были и вопросы, с которыми справился полностью сам. Например, кто быстрее плавает – курица или утка. Или найти нужный карандаш, если это не желтый и не синий, не самый длинный и не самый короткий. Но мне приходилось ещё контролировать, чтобы правильно ткнул пальцем в нужную кнопку, даже если ответ знает.
В общем к организации этого конкурса у меня вопросы. Точно ли тут эрудиция проверяется? Или умение быстро тыкать в телефоне? Или умение надавить на родителей, чтоб они верный ответ выдали побыстрее?
Ноябрьские "чтения"
В ноябре ждёт «Слово на ладошке» - конкурс на «выявление лучших чтецов стихов и прозы». Цель – поддержка талантливых и творческих детей, содействие их личностному росту и самореализации. Так и вижу, как милая девочка проникновенно выдаст пару глав из Онегина, «самореализовываясь». Это вам не четверостишье к Новому году под участливые улыбки родителей рассказывать!
Уже не возмущаюсь. Просто вздыхаю. Ностальгирую немного по былым временам своего детства.
РЕЗЮМЕ
Я рада, что в саду проходит много мероприятий. И действительно есть возможность найти то, что интересно конкретному ребёнку.
Чему не рада? Излишней регламентации и постоянному оцениванию с присвоением мест. Самое интересное, что в первом классе школы детям оценки не ставят, дабы не травмировать. А постоянное оценивание в детском саду – норма. Почему?
Простоты, короче, хочется. Хотя бы в детском саду. Выучил стихотворение, рассказал – и прекрасно. Ответили дружно на вопросы воспитателей об окружающем мире – вот и обменялись знаниями. Показал собственный рисунок любимой игрушки/зверюшки, сказал, почему любит – вот вам и навыки презентации без всяких там графиков, схем, критериев оценки и «домашних заданий» для родителей.