... если они вообще есть... Простите за пессимизм.
Хотя "лучшие" есть всегда. Вопрос — лучшие из каких?
То есть, насколько высок средний уровень российского кинематографа? Мне кажется, он удручающе низок. Кино широкого потребления может быть сделано более или менее профессионально и зрелищно, но искать в современном российском кино образцы высокого киноискусства затруднительно. Хотя, если присмотреться...
Самые кассовые фильмы за 2024 год — "Холоп 2" и "Бременские музыканты".
Мне хватило первого "Холопа", который я смотрел на телеэкране. "Сдаётся мне, это была комедия?" Даже кинокритики (впрочем, почему "даже"?) сочли второго "Холопа" неоригинальным и бездушным, хотя похвалили постановочный масштаб. Да, когда нечего хвалить, всегда остаётся "масштаб".
В отношении "Бременских": персонажи выглядят кошмарно. Актёром гримировали по три часа, исполнитель роли Пса Роман Курицын хотел после первого съёмочного дня отказаться от роли. Исполнитель роли Петуха Аскар Нигамедзянов говорит: "А у меня ещё были куриные ноги силиконовые, тоже брали слепки моих ног, и под конец съемочного дня у тебя уже куриный бульон, потому что ты, конечно, потеешь и это все непросто».
Всё это очень непросто и для зрителей. Хотя кому-то и понравилось. Вот обозреватель Владимир Ростовский раскритиковал фильм за «пресность» персонажей, игру и образы актёров, игравших животных, хотя и похвалил работу художников и локации в картине.
А кто-то скажет: это лучшее, что я видел на экране за...
И всё же, давайте попробуем всмотреться в те киноленты, которые я сейчас назову.
Давайте, начнём с "Декабря", он ещё не вышел на экраны. Это фильм режиссёра Клима Шипенко ("Холоп" и "Холоп 2", это настраживает) и рассказывает о Есенине. О последних днях жизни поэта. Да, это настораживает ещё сильнее. Потому, что невольно думаешь: вдруг авторы соберут все штампы и предрассудки о поэте, зальют все постные мнения клубничной подливкой? Ну давайте верить в лучшее. Вдруг получится что-то стоящее.
"Воздух", режиссёра Алексея Германа-младшего. Мне фильм понравился. Я не считаю его затянутым (многие ставят в "минус"), я не считаю, что самое лучшее в фильме — сцены воздушных боёв (идёт в "плюс") и я уверен, что рыхлый сюжет фильма — достоинство. Мне понравились сцены, диалоги, я понимаю, о чём и ради чего Герман снимал этот фильм.
Я бы обратил внимание на фильм "Жар-птица", режиссёра Романа Михайлова. Это режиссёр независимый (пока ещё) и это уже седьмая его полнометражная лента. А что мы о нём знаем?
Вспомнилось: "Что мы знаем о лисе? Ничего — и то не все" (Борис Заходер).
История, рассказанная в фильме, описана в википедии двумя фразами. "Актриса и танцовщица Саша летит в Индию, чтобы отыскать свою мать, которая когда-то бросила её и примкнула к секте. Вскоре она перестаёт понимать, происходит ли то, что она видит, в Индии, или же это декорации внутри её родного театра".
Хм. Что скажете? У меня возникли ассоциации с фильмом "Нью-Йорк, Нью-Йорк" Чарли Кауфмана.
Режиссёр говорит о фильме загадочно: «Жар-птица» — сказка о связи миров живых и ушедших, о свете как ткани мира, о театре и свободе". Роман Михайлов называет этот фильм "световым трактатом, основанном на сновидениях".
В 2024 году вышел ещё один фильм Романа Михайлова: "Надо снимать фильмы о любви". Он, как и "Жар-птица", снят в Индии, это «притча о рассыпании мира и исправлении, о любви как единственной силе, способной исцелять мир».
"Мастер и Маргарита" режиссёра Михаила Локшина, возможно, стал самым ярким кинособытием года. Его посмотрели все и все, кто хотел высказались: поругались, помирились, расплевались, разбежались и занялись своими делами. Я тоже написал об этом фильме, не удержался и здесь повторяться не стану.
Теперь два документальных фильма, которые вызывали у меня интерес.
Мне интересно было бы посмотреть документально-публицистический фильм режиссёра Николая Петрова "Москва, которую мы потеряли", посвящённый дореволюционной Москве.
Также привлёк моё внимание документальный фильм Виктор Косаковского "Архитектон". Согласно анонсу, фильм представляет собой «размышление об архитектуре, о том, как проектирование и строительство зданий демонстрирует разрушительную силу истории, но одновременно дает надежду на лучшее будущее». По мнению одного из обозревателей, режиссёру удалось усовершенствовать кинематографический язык. А ведь именно это и свидетельствует о художественности фильма. Поиски новых средств выразительности (в данном случае — кинематографической) мне очень интересны.
И вновь вернусь к игровым лентам.
Возможно, имеет смысл обратить внимание на фильм режиссёра Алексея Попогребского (которого очень ценю за "Как я провёл этим летом") "Самая большая луна". Это приключенческое фэнтези о людях с необычными способностями, живущими среди нас. Хотя — вот что странно — Алексей Попогребский снял своё имя из афиши фильма, а новым режиссёром указан продюсер Роман Борисевич. Не указал ли я этот фильм в списке без всяких на то художественных оснований?
"Сказки Гофмана", режиссёрский дебют Тины Баркалая. Аннотация: "Картина об очень робкой даме, которая, кажется, вот-вот умрёт от собственной скромности". Рецензент Виктор Корсаков пишет: "В обаянии, легкости, изяществе «Сказкам Гофмана» не откажешь".
Мне интуитивно этот фильм нравится. Возможно, потому, что я очень люблю Гофмана или потому, что мила главная героиня.
"Ненормальный", также дебют режиссёра Ильи Маланина. Чтобы включить этот фильм в список мне достаточно мнения Тимура Алиева на сайте Кинопоиск: "Как и положено фильму, получившему приз за «За сохранение культурных традиций», «Ненормальный» — то самое «доброе кино», о котором всевозможные чиновники от культуры мечтают уже не первый год". Попробуем посмотреть?
"Смотри на меня", режиссёр Владимир Грамматиков. И это чудесно, что Грамматиков, любимый нами за "Усатого няню", "Шла собака по роялю", "Мио, мой Мио" до сих пор снимает. Действие "Смотри на меня" разворачивается в 1948 году, фильм основан на реальной истории, а рассказ ведётся от имени ребёнка. Критик Юлия Шагельман пишет об этой ленте: "... это вполне себе голливудская история с преодолением всех препятствий и непременным хеппи-эндом. Но дает о себе знать и жесткая иногда рука сценаристов, вдруг подчеркивающая страшноватые детали эпохи. Однако все острые углы сглаживает добрый взгляд Грамматикова, и в итоге получается достаточно цельная картина, не стесняющаяся собственной сентиментальности."
Хватит, пожалуй? Добавляйте, если есть что. Только не "Онегина", пожалуйста.
Умному достаточно или всё-таки нет?
А вот тут семь российских фильмов ещё 2022 года, на которые стоит обратить внимание
Всем очень интересно обсудить экранизацию "Анны Карениной" режиссёра Сергея Соловьёва. Присоединяйтесь
Помните ли вы советский фильм "Семь криков в океане?" Очень любопытное кино