Белорусская государственная академия авиации 1 октября отмечает 50-летие со дня основания. Чему учат в единственном авиационном учреждении образования страны — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Впервые академия распахнула свои двери 1 октября 1974 года. Тогда она была Минским авиационным техническим училищем гражданской авиации (МАТУГА). Здесь готовили лишь технический персонал — техников-электриков и радиотехников.
Спустя 50 лет БГАА не узнать. В структуру учебного заведения входят отделение среднего специального образования, два факультета для обучения на первой и второй ступенях высшего образования, аспирантура и Институт повышения квалификации и переподготовки кадров. Академия выпустила более 14 тыс. человек, влюбленных в небо, еще порядка 1,3 тыс. курсантов продолжают учиться.
— Академия авиации осуществляет подготовку на всех уровнях получения образования. Каждый год конкурс растет, поэтому среднего балла 8,5 может быть недостаточно, чтобы к нам поступить. Самые востребованные специальности среди абитуриентов — технические, — говорит ректор БГАА Артём Шегидевич. — Мы каждый год практикуем появление новых профилизаций. В этом году сделали акцент на авиационную безопасность в рамках специальности «организация воздушного движения». В планах – начать готовить авиаконструкторов. Мы уже открыли лабораторию авиадвигателестроения, на данный момент разрабатываем материально-техническую базу.
Ректор отметил, что молодой человек, садясь за штурвал воздушного судна, должен понимать, как работает организм самолета, как между собой взаимосвязаны все системы. В дальнейшем качественная теоретическая подготовка и практический налет помогут избежать авиапроисшествий. Для этого курсанты академии после получения высшего образования должны постоянно повышать свою квалификацию и проходить дополнительное обучение на конкретные типы воздушных судов.
— Особое внимание уделяем подготовке будущих пилотов к аварийным ситуациям, в которые никогда не попадет обыватель. Проверяем их на стрессоустойчивость, способность быстро принимать решения в критических ситуациях, которые уберегут сотни жизней от катастрофы, — подчеркивает А. Шегидевич. — Кроме того, в профессии нечего делать без знания английского языка. На нем общается весь летный состав, диспетчеры, изучают техническую документацию инженеры. Это неотъемлемая часть безопасности.
Часть занятий проходит на тренажерах. На них моделируют ситуации, с которыми будущие сотрудники авиации столкнутся на рабочих местах. Одно из самых любимых мест у учащихся — специализированный класс по отработке навыков управления воздушного движения. Здесь всю стену занимает интерактивная панель, на которой в онлайн-режиме видно самолеты, взлетающие на аэродроме Национального аэропорта Минск.
Курсанты разделены на роли. Так, в одном кабинете сидят будущие диспетчеры, которые контролируют полет, а за стенкой — пилоты, управляющие самолетом. Задача — выполнить команды преподавателя так, чтобы воздушные суда не столкнулись. Между собой ребята переговариваются по радиосвязи на английском языке.
— На тренажере можно имитировать любые погодные условия: дождь, снег, туман, песчаную бурю. В зависимости от метеоусловий руководитель полетов принимает решение о посадке или направлении судна на запасной аэродром, — рассказывает старший преподаватель кафедры организации движения и обеспечения безопасности на воздушном транспорте Роман Вишневский. — Здоровье диспетчеров контролируют так же строго, как и пилотов. Еще 10–15 лет назад профессия было исключительно мужская, но сейчас ее могут получить и девушки.
Представительниц прекрасного пола в академии авиации довольно много. Однако на военном факультете первые девчонки появились лишь в 2023 г.
— Мне приятно, что в нашей академии учатся прекрасные дамы, — говорит А. Шегидевич. — Военной форме положено некое единообразие, однако специально для них с разрешения военного начальства мы добавили новый элемент — васильковый бант. Девушек отличает не только он, но и целеустремленность, жажда к получению знаний. С их появлением на факультете вырос общий уровень знаний: у мужской части коллектива появилось больше мотивации учиться, чтобы не отставать от прекрасной половины. Пришлось изменить и уставную жизнь. В общежитии мужского типа для девчонок выделили отдельные комнаты.
К слову, обеспечивают проживанием в общежитии абсолютно всех иногородних курсантов. Также для каждого учащегося после окончания обучения находят рабочее место. Выпускников факультета гражданской авиации распределяют в «Белавиа», Национальный аэропорт Минск, на Минский завод гражданской авиации № 407 и Оршанский авиаремонтный завод. Также молодые специалисты востребованы на авиапредприятиях государств ближнего и дальнего зарубежья.
Фото Юрия Мозолевского