Найти тему
Minsknews.by

Академии авиации — 50 лет. Чему учат в уникальном учебном заведении Беларуси

Белорусская государственная академия авиации 1 октября отмечает 50-летие со дня основания. Чему учат в единственном авиационном учреждении образования страны — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

-2

Впервые академия распахнула свои двери 1 октября 1974 года. Тогда она была Минским авиационным техническим училищем гражданской авиации (МАТУГА). Здесь готовили лишь технический персонал — техников-электриков и радиотехников.

-3

Спустя 50 лет БГАА не узнать. В структуру учебного заведения входят отделение среднего специального образования, два факультета для обучения на первой и второй ступенях высшего образования, аспирантура и Институт повышения квалификации и переподготовки кадров. Академия выпустила более 14 тыс. человек, влюбленных в небо, еще порядка 1,3 тыс. курсантов продолжают учиться.

-4

— Академия авиации осуществляет подготовку на всех уровнях получения образования. Каждый год конкурс растет, поэтому среднего балла 8,5 может быть недостаточно, чтобы к нам поступить. Самые востребованные специальности среди абитуриентов — технические, — говорит ректор БГАА Артём Шегидевич. — Мы каждый год практикуем появление новых профилизаций. В этом году сделали акцент на авиационную безопасность в рамках специальности «организация воздушного движения». В планах – начать готовить авиаконструкторов. Мы уже открыли лабораторию авиадвигателестроения, на данный момент разрабатываем материально-техническую базу.

-5

Ректор отметил, что молодой человек, садясь за штурвал воздушного судна, должен понимать, как работает организм самолета, как между собой взаимосвязаны все системы. В дальнейшем качественная теоретическая подготовка и практический налет помогут избежать авиапроисшествий. Для этого курсанты академии после получения высшего образования должны постоянно повышать свою квалификацию и проходить дополнительное обучение на конкретные типы воздушных судов.

-6

— Особое внимание уделяем подготовке будущих пилотов к аварийным ситуациям, в которые никогда не попадет обыватель. Проверяем их на стрессоустойчивость, способность быстро принимать решения в критических ситуациях, которые уберегут сотни жизней от катастрофы, — подчеркивает А. Шегидевич. — Кроме того, в профессии нечего делать без знания английского языка. На нем общается весь летный состав, диспетчеры, изучают техническую документацию инженеры. Это неотъемлемая часть безопасности.

-7

Часть занятий проходит на тренажерах. На них моделируют ситуации, с которыми будущие сотрудники авиации столкнутся на рабочих местах. Одно из самых любимых мест у учащихся — специализированный класс по отработке навыков управления воздушного движения. Здесь всю стену занимает интерактивная панель, на которой в онлайн-режиме видно самолеты, взлетающие на аэродроме Национального аэропорта Минск.

-8

Курсанты разделены на роли. Так, в одном кабинете сидят будущие диспетчеры, которые контролируют полет, а за стенкой — пилоты, управляющие самолетом. Задача — выполнить команды преподавателя так, чтобы воздушные суда не столкнулись. Между собой ребята переговариваются по радиосвязи на английском языке.

На тренажере можно имитировать любые погодные условия: дождь, снег, туман, песчаную бурю. В зависимости от метеоусловий руководитель полетов принимает решение о посадке или направлении судна на запасной аэродром, — рассказывает старший преподаватель кафедры организации движения и обеспечения безопасности на воздушном транспорте Роман Вишневский. — Здоровье диспетчеров контролируют так же строго, как и пилотов. Еще 10–15 лет назад профессия было исключительно мужская, но сейчас ее могут получить и девушки.

-10

Представительниц прекрасного пола в академии авиации довольно много. Однако на военном факультете первые девчонки появились лишь в 2023 г.

— Мне приятно, что в нашей академии учатся прекрасные дамы, — говорит А. Шегидевич. — Военной форме положено некое единообразие, однако специально для них с разрешения военного начальства мы добавили новый элемент — васильковый бант. Девушек отличает не только он, но и целеустремленность, жажда к получению знаний. С их появлением на факультете вырос общий уровень знаний: у мужской части коллектива появилось больше мотивации учиться, чтобы не отставать от прекрасной половины. Пришлось изменить и уставную жизнь. В общежитии мужского типа для девчонок выделили отдельные комнаты.

-12

К слову, обеспечивают проживанием в общежитии абсолютно всех иногородних курсантов. Также для каждого учащегося после окончания обучения находят рабочее место. Выпускников факультета гражданской авиации распределяют в «Белавиа», Национальный аэропорт Минск, на Минский завод гражданской авиации № 407 и Оршанский авиаремонтный завод. Также молодые специалисты востребованы на авиапредприятиях государств ближнего и дальнего зарубежья.

-13

Фото Юрия Мозолевского