Наша команда поговорила с частными продавцами, чтобы узнать, как повышение утилизационного сбора с 1 октября повлияет на рынок автомобилей, ввезённых в страну по схеме параллельного импорта. Они сообщили о предстоящем росте цен и возможном дефиците иномарок.
С 1 октября российский автомобильный рынок может кардинально измениться. Основные причины — увеличение утилизационного сбора и изменение ключевой ставки Центрального банка. Особенно сильно это может повлиять на импортные модели автомобилей.
Как сильно подорожают автомобили в связи с повышением утильсбора?
Ярослав Полозов из компании LFA Service, занимающейся ремонтом и доставкой автомобилей из-за границы, преимущественно из США, прогнозирует неизбежное подорожание автомобилей в связи с увеличением утилизационного сбора в России. По его словам, автомобили с объёмом двигателя до 2 литров, которые составляют большинство на рынке, прибавят в цене примерно 250 тысяч рублей.
Однако, по мнению специалиста, подорожания можно избежать, если все китайские производители начнут производить свои автомобили в России. Это возможно при условии отсутствия мошенничества со стороны дилеров, подчеркнул Полозов.
Автомобили с многолитровыми двигателями остаются только на топовых моделях премиум-класса и суперкарах, которые могут себе позволить не многие жители страны. Полозов предложил рассматривать увеличение ставок для таких владельцев как единовременный налог на роскошь.
Елена Лисовская, автоблогер и специалист по подбору и доставке автомобилей из-за рубежа, также предупредила о неизбежном подорожании автомобилей. Она выразила уверенность, что рост цен будет постепенным и все издержки будут включены в окончательную стоимость автомобилей.
Сергей Захарук, генеральный директор компании «Кимура», специализирующейся на продаже автомобилей из Кореи, предупредил, что автомобили из следующих поставок неизбежно вырастут в цене ровно на разницу между новым и старым значениями утилизационного сбора. Однако он предположил, что основное влияние на цены оказывает валютная составляющая, и при снижении валютных курсов от текущих значений повышение сбора может быть нивелировано.
Даниил Шкурыгин, директор по развитию и продажам «Авто.ру Бизнес», признал, что с октября—ноября 2024 года рынок неизбежно ожидает повышения цен на импортируемые автомобили. Насколько сильно поднимутся цены, зависит от комплекса факторов, включая программу поддержки продаж автопроизводителей, наличие больших запасов автомобилей на складах дилеров и меры государственной поддержки.
Какие автомобили чаще всего заказывают покупатели?
Ярослав Полозов рассказал, что российские покупатели чаще всего выбирают немецкие премиальные автомобили, а также японские, корейские кроссоверы и седаны и американские внедорожники.
Он добавил, что иногда клиенты интересуются экзотическими моделями в единичных экземплярах. Например, подержанными Volkswagen Golf R или Honda Civic Type R последнего поколения, которые можно приобрести примерно за 7 миллионов рублей.
Полозов отметил, что сейчас выгоднее всего покупать автомобили с двухлитровыми двигателями в возрасте от трёх до пяти лет для использования в течение как минимум года. Таможенные пошлины на такие машины после повышения составят примерно 500 тысяч рублей, плюс 5 тысяч рублей за утилизационный сбор.
Через год автомобиль можно будет продать без каких-либо дополнительных сборов, кроме налога на прибыль, заключил он.
Сергей Захарук считает, что в Россию чаще всего завозят автомобили с двигателями объёмом от 1,5 до 2,5 литра. Основной поток поставок приходится на модели корейских и немецких марок из Кореи и Китая.
Елена Лисовская подтвердила, что российские покупатели предпочитают автомобили с моторами до 2 литров. Она объяснила высокий спрос на такие машины более-менее доступной ценой.
Лисовская добавила, что когда речь идёт о заказе автомобиля, чаще всего выбирают модели возрастом от трёх до пяти лет. Популярность таких автомобилей объясняется таможенными ставками.
Может ли в связи с повышением утильсбора возникнуть дефицит на авторынке?
Сергей Захарук уверен, что на российском рынке точно не будет дефицита автомобилей. Он пояснил, что сейчас нет проблем ни с поставками, ни с международными расчётами.
«Малому и среднему бизнесу легче адаптироваться к постоянно меняющимся условиям торговли, в том числе благодаря гибкости поставщиков», — сказал он.
Ярослав Полозов считает, что дефицит автомобилей в России всегда создавали искусственно, чтобы привлечь внимание покупателей. Поэтому нельзя исключать возможность его появления.
«Дилеры всегда предложат ту модель и комплектацию, которую нужно продать в данный момент, отвлекая покупателя от желаемого автомобиля. Что касается параллельного импорта, то ничто не остановит покупательский спрос. Стоит напомнить, что за последние годы автомобили подорожали как минимум вдвое. Но на дорогах не стало меньше новых моделей, независимо от их стоимости», — говорит он.
Аналитики «Авто.ру» тоже не ожидают дефицита импортных автомобилей из-за повышения утилизационного сбора. По словам Даниила Шкурыгина, даже если в какой-то момент предложение по некоторым моделям сократится, в среднесрочной перспективе всё наладится.
«Мы уже видели похожую ситуацию при предыдущем повышении», — отметил он.
Елена Лисовская уверена, что на российском рынке точно не будет дефицита автомобилей, в том числе из-за увеличения утилизационного сбора. По её словам, для этого нет никаких предпосылок.
«При нынешних ценах на автомобили никакого дефицита быть не может. Скорее стоит ожидать обратного эффекта — перенасыщения рынка», — сказала она.
Откуда легче всего сейчас привезти автомобиль в Россию?
Сергей Захарук отметил, что сейчас существует не так много вариантов, откуда можно привезти автомобили в Россию. Эксперт подчеркнул, что на данный момент доступными каналами являются Корея и Китай. Он пояснил, что эти страны богаты не только местными марками, но и автомобилями многих европейских брендов, причём некоторые из них имеют своё производство в этих странах.
Ярослав Полозов также отметил, что сейчас можно привезти автомобиль из разных стран мира. Однако главной проблемой является логистика.
«Необходимо организовать перевод средств, в том числе с помощью современных финансовых инструментов, и наладить логистику с надёжными партнёрами. Тем не менее, те, кто давно работает на рынке, адаптируются к новым условиям, несмотря на сложности и изменения в мире», — сказал эксперт.
Елена Лисовская также считает, что при желании можно привезти автомобиль из любой страны. Однако сложнее всего это сделать из стран, которые ввели против России самые строгие санкции, таких как США и страны Европы. Однако и там можно найти различные способы, добавила автор канала «Лиса рулит».
«С ОАЭ и Китаем в этом плане дела обстоят гораздо лучше», — заключила Лисовская.
Есть ли сложности с поставками машин в Россию?
Сергей Захарук попросил потенциальных клиентов не беспокоиться из-за слухов о больших автомобильных очередях в России. Он отметил, что нет никаких проблем с увеличением сроков доставки машин или времени на таможенное оформление.
«Те, кто хотел заполнить склады, уже сделали это заранее. Для частных лиц, покупающих автомобиль для личного пользования, ничего не изменится, утилизационный сбор останется прежним», — заверил покупателей специалист.
Эту позицию также разделяет Полозов. По его мнению, зачастую панику среди покупателей создают они сами. В результате, не разобравшись в ситуации, потенциальные клиенты спешат расстаться с деньгами, а компании, занимающиеся доставкой автомобилей, на этом зарабатывают.
«Если вы планируете использовать автомобиль с двигателем объёмом до 3 литров более года, то дату 1 октября 2024 года можно не учитывать и спокойно приобретать машину», — подытожил эксперт.
Даниил Шкурыгин, в свою очередь, подтвердил, что сроки поставок автомобилей в Россию действительно увеличились. Однако аналитик отметил, что это не оказывает существенного влияния на операционную деятельность.
«Участники рынка были осведомлены о высокой вероятности увеличения ставок, поэтому стремились заранее пополнить свои склады и начали увеличивать объёмы закупок ещё с лета», — сообщил он.