Найти тему

Поддержать и адаптировать, или Как работают кабинеты инклюзии в школах Астаны

Открытый источник
Открытый источник

При поддержке Фонда «Samruk Trust» в Астане в пяти школах открыли кабинеты поддержки инклюзивного образования. В их числе школы № 22, 36, 59, 76, 97.

Таким образом, число таких кабинетов по городу достигло 46 единиц. Педагоги в таких кабинетах работают над устранением или минимизацией функциональных нарушений у детей с особыми потребностями, помогая им стать физически и социально подготовленными к интеграции в школьную среду.

Материальное и методическое оснащение таких кабинетов позволяет команде специалистов создавать условия обучения для детей с особыми образовательными потребностями, при необходимости обучаться индивидуально со специальным педагогом, психологом, логопедом, а также разгрузиться, отдохнуть.

Координатор инклюзивного образования в школе-гимназии №97 Астаны Гульшат Султанова рассказала о преимуществах кабинетов поддержки инклюзивного образования.

- Гульшат Мугаловна, сколько таких кабинетов функционирует в вашей школе и когда их открыли?

- У нас новая школа, открылась она в январе 2024 года. А к новому учебному году Фонд «Samruk Trust» оборудовал кабинет поддержки инклюзивного образования. Он полностью соответствует требованиям обучения, развития детей с особыми образовательными потребностями.

Открытый источник
Открытый источник

Здесь с детьми занимаются логопед, дефектолог и психолог. Есть также зал лечебной, адаптивной физкультуры.

- ЛФК предусмотрена только для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата?

- Нет, не только. У нас есть дети с расстройством аутистического спектра, есть дети с задержками психического развития, речевого развития, с поведенческими нарушениями и дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Адаптивная физкультура показана им всем, потому что зал физической культуры не только для двигательной активности, но и для сенсорной активности. Здесь есть разные снаряды для развития координации движения. В том числе шведская стенка, умный скалодром, есть паутина - это уникальное оборудование, на мой взгляд. Дети могут лазить, передвигаться из одного отсека в другой и таким образом развивают не только координацию движения, но и вестибулярный аппарат, улучшаются тактильные ощущения. Находясь в уютных отсеках этой паутины, они чувствуют себя в безопасности. Это особенно важно для детей с РАС.

К слову, в зале ЛФК у нас есть оборудование, мы его называем «обнимальный аппарат»: он как бы сжимает в объятиях ребенка, тем самым создавая ему ощущение безопасности. Что тоже важно для детей с расстройством аутистического спектра.

То есть в зале ЛФК идет очень разнообразное воздействие на организм ребенка. И это стимулирует развитие тех или иных навыков, чувств.

- А сколько таких кабинетов именно у вас в школе?

- В нашей школе три кабинета специальных педагогов, то есть психолога, логопеда, дефектолога. Также есть пространство для индивидуальных занятий. Туда педагог-ассистент может привести ребенка, который не смог в силу каких-то причин продолжить сидеть на уроке в условиях класса, и педагог с ребенком могут работать в нашем кабинете.

Плюс к этому, еще есть кабинеты художественного труда для девочек и мальчиков, где они занимаются изготовлением различных изделий прикладного искусства. Там же идет социально-бытовая адаптации детей с особыми потребностями.

- Скажите, пожалуйста, сколько в вашей школе детей, у которых есть особые образовательные потребности?

- В нашей школе 29 детей с особыми образовательными потребностями, они обучаются в разных классах. Еще трое детей обучаются на дому. Это дети, которые не могут самостоятельно передвигаться.

Из них 15 детей нуждаются в педагоге-ассистенте. Они учатся в разных классах. Но большинство таких детей сидят в начальных классах.

Открытый источник
Открытый источник

Первое время особенно малыши, которые в первых классах, конечно, подвергались стрессу, потому что это незнакомая среда, вокруг очень большое количество людей. Но с помощью педагогов они проходят все эти трудности и на сегодня стрессовое состояние у детей заметно уменьшилось. Сейчас они более спокойно себя чувствуют. И на занятиях начали работать. Мы их обучаем по адаптированной или по индивидуальной программе, у них свои критерии оценивания. Но первая наша задача, чтобы ребенок адаптировался в этой среде и максимально был приспособлен к обществу.

- Как дети и их родители относятся к инклюзивным классам?

- Очень терпимо. Мы не замечали случаев, чтобы дети проявляли агрессию или неприятие. Не было и такого, чтобы родители были против, чтобы они подходили к администрации школы с требованием, чтобы не было этого ребенка в классе.

- Многие старые школы не приспособлены для обучения маломобильных детей. Но и там находят выход, например, обучение класса проводят на 1 этаже, устанавливают пандусы и подъемники. А какова ситуация в вашей школе?

- Наша школа изначально была спроектирована с учетом всех требований по формированию доступной среды не только для детей, но и для взрослых. То есть школа изначально была рассчитана на то, что здесь будут находиться дети с особыми образовательными потребностями. Для этого предусмотрены лифты. Для слабовидящих детей установлены тактильные дорожки. Есть на каждом этаже специальные туалетные комнаты.