(Осторожно: злые спойлеры!)
Надо какую-то телепатическую глушилку, что ли, придумать… Чтобы не рассеивать мысли в пространстве попусту. Серьёзно, некоторое время назад я обдумывал сюжет, который должен был стартовать с того, что на некоем астероиде работают шахтёры, а компания всё время повышает им нормы выработки. Понимаю, идея из тех, что «витают в воздухе», и всё-таки неприятно было обнаружить, что именно так начнётся один из самых ожидаемых фильмов — «Чужой. Ромул».
Мало того, в этом фильме, как проанализировал один восторженный поклонник, устанавливается непосредственное родство Чужих с Инженерами, а уж эту идею я искренне считал своей — статья, в которой идёт об этом речь, опубликована за три месяца до премьеры «Ромула» (потом обязательно расскажу подробнее).
Конечно, моя версия расходится с версией Федерико Альвареса и Ридли Скотта, который был одним из продюсеров. Вы слышали про четыре степени «толкиенутости, по которым последовательно восходят к вершинам безумия поклонники «Властелина колец» и «Сильмариллиона»? Четвёртая степень — это «не прав Профессор, всё по-другому было». Так вот, применительно к «Чужому» я, видимо, уже приблизился к четвёртой степени «скоттанутости» и дошёл до мысли, что знаю всё гораздо лучше, чем автор вселенной.
Но об этом в другой раз, пока поговорим о том, какое место занимает «Ромул» во франшизе. Отмечу сразу, что это не будет полный анализ. Например, я не планирую затрагивать вопросы стиля или по косточкам разбирать сюжет.
Да, были моменты, которые мне не понравились. К примеру, невыразительные, штампованные образы героев. Или лёгкость, с которой может стартовать космический транспорт. Ну как машину со стоянки вывели; захотелось — полетели куда-то, а никаких диспетчерских, видимо, в природе не существует.
(А если существует, то я так и слышу разговор в ней: «Странно на орбите же сейчас делать нечего. Куда они полетели?» — «Ну, за пивом, наверное». — «Какое пиво? Там космос, там нет пива!» — «Ну, раз полетели, значит, есть…»)
Или, скажем, нарочитая череда случайностей, благодаря которой корабль облетел станцию и пришвартовался с другой стороны (без чего героям не потребовалось бы проходить станцию насквозь) — крайне неестественно это выглядит. Но сейчас это всё не так важно, сейчас мы попробуем оценить картину в целом.
Следует отметить: я вполне искренне считаю, что Ридли Скотт с приквелами свернул куда-то не туда. Взять самое элементарное соображение: когда-то мы ждали «Прометея», чтобы узнать, откуда на LV-426 взялся дереликт (звездолёт Космических жокеев, которые теперь стабильно именуются Инженерами).
Дождались — узнали много такого, что не имело никакой связи с оригинальным фильмом. Туманные мотивы Инженеров, чёрная жижа, барельеф с ксеноморфом, которого, однако, ещё не существует…
Потом мы стали ждать «Завет». Тоже надеясь узнать, откуда на LV-426 взялся дереликт, но теперь уже с дополнительным вопросом: откуда взялись те Чужие, которых мы привыкли видеть?
Дождались — узнали, что во вселенной нет никого умнее, хитрее, коварнее и работоспособнее андроида Дэвида, который заткнул за пояс всю цивилизацию Инженеров с их миллионами лет развития и создал привычного нам ксеноморфа, или что-то очень похожее на него.
До LV-426 по-прежнему остаётся, как пешком до Монголии. Если мы доживём до третьего приквела от Ридли Скотта, вероятнее всего, и там сюжетное кольцо не замкнётся. Хотя бы потому, что лететь на LV-426 уже некому и не с чем. Инженеров Дэвид ликвидировал, а если какие-то остались, ксеноморфов у них быть не может, потому что с чего бы Дэвид своим изобретением с ними делился?
И вот Феде Альварес пообещал связать воедино оригинальный фильм и приквелы. И, как ни странно, ему это удалось. Может быть, не самым убедительным образом, но даже это лучше, чем просто пропасть между «Чужим» и чёрной жижей.
Итак, тот самый Чужой, которого выбросила из шлюпки Элен Рипли, выжил. В космическом вакууме он «окуклился», выделив смолистое вещество, из которого ксеноморфы строят свои «ульи», и заснул до лучших времён.
Лучшие времена наступили, когда компания «Вейланд Ютани», в промежутке между первым и вторым фильмами, разыскала везучего ксеноморфа, выколупала из смолистого кокона и принялась исследовать. Работу вёл андроид из той же серии, к которой принадлежал незабвенный Эш в первом фильме. Дело происходит на двойной станции «Ромул — Рем», которая зачем-то выведена на потенциально опасную орбиту вокруг удалённой планеты, где расположена колония «Джексон».
Отогревшись и учуяв рядом живую плоть, Чужой вышел из спячки и показал исследователям, где раки зимуют. Результатом схватки стала всеобщая гибель: ухайдакать ксеноморфа вроде бы удалось, но всё равно все погибли. Обезлюдевшая станция вот-вот войдёт в пылевое кольцо, где сама прекратится в пыль.
«Вейланд Ютани» вроде как не успевает спасти своё имущество (непонятно почему, ведь колония «Джексон» тоже принадлежит ей, отчего было не послать парней из администрации с наказом забрать результаты исследований?).
Но тут на борту появляются молодые шахтёры, мечтающие удрать из колонии. У них есть звездолёт, но нет криотоплива, чтобы проспать 9 лет пути до свободной планеты. Этим-то криотопливом они и намерены разжиться на «Ромуле», который случайно заметили поблизости в космосе и сочли списанным кораблём.
Однако, как выяснилось, жизнь на станции не прекратилась. Там ждут своего часа десятки и сотни лицехватов, которых учёные «Ромула» создали, опираясь на ДНК ксеноморфа. Из лицехватов они выделяли уже знакомую нам чёрную жижу, которая должна была сделать человека более совершенным биологическим видом…
Да, по замыслу авторов фильма, ксеноморфов, похоже, никто не создавал. Сами как-то развились. А Инженеры их просто обнаружили, изучили и выяснили, что лицехваты — естественные источники чёрной жижи. Это с её помощью лицехват «переписывает» генный код жертвы и передаёт его зародышу грудолома, благодаря чему новая особь перенимает некоторые признаки организма носителя.
С помощью чёрной жижи Инженеры усовершенствовали себя, но при этом потеряли способность к естественному размножению. (Тут толкователи фильма как один вспоминают, что у Инженера, показанного в начале «Прометея», не было сосков. Правда, у него была тряпица на чреслах, но это не принято обращать внимание.)
Теперь им, как и Чужим, нужен посторонний организм, чтобы продолжать род. И в доказательство нам демонстрируют отвратительное существо, рождённое беременной женщиной, которая вколола себе патоген, добытый из чёрной жижи. Это существо — «инженероподобно», и, вероятно, при определённых условиях и грамотной работе с патогеном на свет должен появиться Инженер, а не полуксеноморфная химера.
И с таким поворотом фильм действительно становится интересным явлением в истории франшизы. Как минимум, я похвалю его за то, что наконец-то улетела в мусорную корзину идея о попытках сделать из Чужих «биологическое оружие». С этой мыслью традиционно носились представители «Вейланд Ютани» чуть ли не с первого фильма, хотя очевидно, что затея откровенно дурацкая.
Какое оружие? Начать с того, что Чужой находится в выгодной позиции только на борту звездолёта. Там его кислотная кровь заметно ограничивает методы борьбы. На поверхности планеты ограничения уже снимаются, и мы видели, что во второй части отряд «морпехов», оснащённый главным образом лёгким стрелковым оружием, довольно лихо разносил орды ксеноморфов.
А ведь «морпехи» были, по сути, заточены только под полицейские операции в дальних колониях! Противопоставьте Чужим тяжёлую технику, артиллерию, минные заграждения — и попытка «захватить другую планету, бомбардируя её яйцами Чужих» обречена на провал. В крайнем случае, есть ядерный заряд, который гораздо эффективнее, особенно если планету не слишком жалеть.
А коли удастся такой «захват», и Чужие обоснуются на новом месте — что потом горе-завоевателям делать с «захваченной» территорией? В общем, Чужие как оружие — это, мягко говоря, непрактично, но из фильма в фильм мы слышали одно и то же: для отдела вооружений «ВЮ» эти организмы представляют большой интерес! Сам Ридли Скотт в одном из старых интервью говорил, что представлял себе дереликт на LV-426 именно как потерпевший крушение бомбардировщик — то есть эта идея присутствовала изначально.
В «Ромуле» мы получаем вполне правдоподобное обоснование тем гигантским усилиям, которые затрачивает «ВЮ» на поиски и исследования Чужих. Речь о способах улучшения человеческой природы — широчайший спектр исследований, за результатами которых в очередь будут выстраиваться. Это уже очень большой плюс фильма.
Второй большой плюс — возвращение к «драме размножения», чрезвычайно важному мотиву оригинального фильма. Как вы помните, Эш объявил Чужого совершенным организмом, но у него есть ахиллесова пята: невозможность естественного продолжения рода. Ксеноморфы нуждаются в организме-носителе. «Ромул» показывает, что Инженеры оказались в той же ловушке.
Получается, именно для этого они распространяют свой геном по вселенной, для этого создали человечество — чтобы через людей продолжить себя! А это значит, что, как и Чужие, Инженеры отводят людям незавидную роль инструмента размножения.
Причём люди, вознамерившись «улучшать» свою природу с помощью чёрной жижи, неизбежно загонят себя в ту же ловушку. Это действительно интересный поворот темы, способный вдохнуть во франшизу новую жизнь.
Хотя у меня нет уверенности, что это нужно делать. Если посмотреть правде в глаза — что мы получили? Повод поговорить о возможных путях развития человечества? Нет. Всего лишь очередной триллер в космических декорациях.
Конечно, это проблема не конкретно «Ромула», а всей франшизы и, шире говоря, всей западной кинофантастики. Любые интересные мысли не выносятся на обсуждение, а запрятываются в мишуру развлекательного сюжета. Большая часть экранного времени тратится на стандартные жанровые клише.
И фильм «Чужой» 1979 года, которым я искренне восхищаюсь за его отточенную кинематографию, содержит в себе гораздо больший потенциал, чем просто слэшер в открытом космосе — а именно такую историю мы, в конечном счёте, и увидели. Да, это был шедевр фантастического триллера. Но не более того.
Точно так же и «Чужие» остаются гениальным боевиком, но, увы, всего лишь боевиком. Фильмы о Чужих часто называют научно-фантастическими, но я не считаю это корректным, потому что движущая сила их сюжетов — не мысль, не исследование новых идей, а условности жанра. Ведь зритель идёт в кино не для того, чтобы думать…
А между тем, повторюсь, потенциал у вселенной «Чужого» очень интересный. Я постараюсь рассказать о нём, а пока остановимся на том, что «Ромул» получился лучше, чем можно было ожидать. Не так уж мало по нынешним-то временам :)
#Чужой #Ромул #ксеноморф #фантастика #ужасы