Век китайских и российских автомобилей наступает. Подобными заголовками нас пугали журналисты ещё в 2022-ом году. Нам рассказывали, что через пару лет в Россию останутся только эти автомобили.
Прошло уже больше двух лет с февральских событий, скоро третий разменяем, а российский рынок автомобилей нельзя назвать скудным. Давно вы заходили на популярные автомобильные площадки? Чего там только не найти.
Не так давно премиальный автомобиль продавали за 65 миллионов. Редкий образец, которых в мире единицы. Уверен, что и на эту «роскошь» покупатель найдётся.
А все я к тому, что санкции, хоть и осложнили жизнь продавцам автомобилей, но полностью кислород им перекрыть так и не смогли. Сегодня в России можно купить практически любую машину. А чего нет в наличии, обязательно привезут. И в ближайшее время разнообразие будет только расти.
Предложений хватает, но есть нюанс
Ситуация на автомобильном рынке России складывается как в том анекдоте про «нюанс». Рассказывать его не буду, многие его и так знают, да ещё в разных интерпретациях. Скажу лишь, что нюанс этот неприятный.
И суть его заключается в цене. Да, популярные седаны и кроссоверы от Toyota с российского рынка не исчезли. Хочешь себе новый Land Cruiser 300, на который в Японии очередь ещё на несколько лет вперед – пожалуйста.
Аналогичная ситуация складывается и с другими марками. На рынке полно предложений о покупке популярных европейских автомобилей, любых марок, цветов и моделей. Есть и корейцы, которые долгое время были так любимы в России. Вот только ценник – и есть тот самый неприятный нюанс.
Если раньше Toyota Camry можно было купить за 2 миллиона в хорошем состоянии, а то и новую поискать, то теперь за эти деньги можно рассчитывать лишь на Lada Vesta. А за японский седан бизнес-класса придётся выложить порядка 5 миллионов рублей.
Про внедорожники, в том числе и «300-й Крузак», я вообще молчу. Цены на них начинаются от 12-13 миллионов. О какой доступности может идти речь в такой ситуации? Кто из моих читателей может позволить себе такой автомобиль?
В этой связи, новость о возможном возвращении одного из европейских концернов, выглядит довольно привлекательно. Ведь речь идёт о знаменитом VAG, который в России пользуется неимоверной любовью. Даже сейчас, когда обслуживать немецкие и чешские автомобили просто негде, бренды VW и Skoda сохраняют свою популярность.
Зачем ушли – не понятно
Стоит сказать, что уход европейского концерна VAG с российского рынка был ожидаемым, но лично для меня, совершенно не понятно. На протяжении многих лет европейцы строили в России свой бизнес. Страшно представить сколько десятков миллионов евро они вложили в заводы и дилерские центры. И в один момент все оставили.
И ладно бы речь шла о каком-то бренде вроде Porsche или Bentley. Эти автомобили никогда в России большими партиями не продавались. Ну не могли себе россияне их позволить, а сейчас и подавно. А вот автомобили VAG продавались огромными тиражами.
Понятно, что решение было вызвано политической ситуацией. Но, в Европе прекрасно понимали, и продолжают понимать, какой огромный рынок они теряют. Не даром же предпринимали попытки вернуться.
Сперва активно заработал «параллельный импорт». Автомобили концерна VAG буквально хлынули в Россию. И, сами производители, особенно не мешали их «серым» поставкам. А чего им жаловаться? Их машины продаются, они получают прибыль. Куда их потом увозят – вопрос десятый.
Ещё одна волна популярности VAG накрыла россиян, когда в Россию привезли новый бренда – Jetta. Да, формально эти автомобили китайские, но выпускаю их на предприятии, которое совместно было построено немцами и китайцами. И в разработке принимают активное участие немецкие инженеры.
Получается, что это китайский автомобиль, но с немецким «запахом». Конечно, с оригинальными моделями VAG их трудно сравнивать, но за неимением ничего лучшего, тоже неплохо.
Вроде Skoda, а вроде и нет
Новость о том, что Skoda возвращается в Россию, взбудоражила общественность. На протяжении многих лет модели Octavia и Rapid пользовались большой популярностью. А тут возможность для возобновления поставок.
Правда, снова в деле появляется Китай. А точнее, завод SAIC-Volkswagen, китайские владельцы которого готовы вернуть марку на рынок. И причиной тому стали низкие продажи Skoda в Китае. Ещё в 2018-ом году автомобили этого бренда продавались тиражами по 350 тысяч единиц. За прошлый год китайцы купили всего 22 тысячи машин.
Куда девать машины, которые производят в Китае, но китайцы покупать не хотят? Правильно, в Россию. У нас то их точно примут. Я бы и сам не отказался от новенького кроссовера Skoda Kodiaq, да ещё и по цене китайца. Впрочем, мечтать не вредно.
Конечно, прямые поставки автомобилей под маркой Skoda в Россию никто не разрешит. Все же европейцы ревностно относятся к санкциям, и тщательно следят за их соблюдением. Но тут в дело вступает компания-прокладка, которая и будет поставлять машины в Россию.
И серьёзных препятствий для этого нет. Дилеры Skoda, которые все ещё не сбежали из России, будут очень рады новым поставкам. Их не придётся уговаривать. Они продолжают обслуживать автомобили, да и новые неуклонно продают, только доставленные через «серые» схемы. А тут вполне официальные прямые поставки.
Выходит, что западные санкции всегда можно обойти. Немного китайской смекалки, и все получится. Правда, хлопать в ладоши пока торопиться не стоит. Возникают опасения, связанные с повторением ситуации, как с Jetta.
Китайское золото блестит не всегда
Да, формально это европейские автомобили, но собирают их в Китае. Там с конвейера они выходят простыми и не всегда качественными. И ценник вызывает серьёзные вопросы. Если автомобили, поставленные напрямую, будут продавать по тем же ценам, что и «параллельные», вряд ли они смогут завоевать большую долю российского рынка.
Определённые опасения, в этой связи, возникают и по поводу судьбы нашего автопрома. За последние 2 года его удалось немного «приподнять». Как ни крути, а автомобили марки Lada стали куда лучше, чем были раньше. Им бы ещё ценник адекватный, и полстраны на них бы ездило.
Если лазейкой, проторенной Skoda, решат воспользоваться другие производители, покинувшие страну, мы можем вернуться к прежней ситуации, когда наш автопром находился в упадке. И не просто в упадке, а без дальнейших перспектив к развитию.
И кто знает, через сколько эти новые Skoda пропадут с российского рынка. Поторгуют ими полгодика, потом новый пакет санкций, и снова мы вернёмся к разбитому корыту в лице «АвтоВАЗ» и сомнительных китайских марок.