«Единица хранения»
По замыслу единицей архивного хранения выступает сама деревня, ее наследие. С чего начиналась деревня? От деревеи – (драть, дерать, поднимать целину). С хлебной нивы…Рассматривается опыт становления деревни, где главным условием был выбор оптимального места для поселения, его обеспеченность плодородной землей, сенокосными и лесными угодьями, водными ресурсами. В рубрике размещены редкие картографические источники: 26 планов деревень Тюменского округа Тобольской губернии. ХIХ в.; ревизские сказки о ямщиках Тюмени и Тюменского уезда – подготовленные краеведом Анатолием Звездиным.
« Истории»
Одна из насыщенных по содержанию: о географии переселенцев, о надежде найти лучшую долю, о том, как сложилась жизнь крестьянина на этой вольной земле, о духе сибирских романтиков - дон-Кихотов, о том как трудились крестьяне на земле, о знаменитой сохе-курашимке, которой было поднято сотни тысяч десятин целинных сибирских земель, Воспоминания Григория Уткова и Николая Чукмалдина, исследования Ольги Еланцевой, Галины Медведевой Елены Швецовой, Ольги Майоровой, Вячеслава Суринова и Николая Половинкина.
О Летописи сибирского крестьянина А.Д.Никитина статья Н.Балюк
Земледельческий труд был главной почитаемой ценностью в крестьянском мире. Полная зависимость от природы заставляла земледельца основательно изучать рельеф местности, фиксировать цикличность природных явлений и вырабатывать местные режимы земледелия. Примером ведения хозяйства по круглогодичному циклу является практика тобольского крестьянина А.Д.Никитина, который проживал в деревне Верхнефилатовой Тобольского уезда.. В целях эффективного ведения земледельческого хозяйства он в течение 56 лет вел «Книгу на записку хлебов, пашен и покос с 1843 по 1899 гг.», переняв эту практику еще от своего отца.
В истории сибирской деревни есть созидательные и трагические страницы. Геннадий Крамор на основе редких архивных документов воссоздает в деталях историю крестьянского восстания 1921 года в Ишимском уезде в статье «Мы потеряли любящих землю крестьян ...».
Свою семейную историю, как жила ее родная деревня Ольховка Заводоуковского района в военные и послевоенные годы рассказала Галина Медведева.
Александр Вычугжанин с болью в душе пишет о том, как «Жила-была деревня Спасская», Шабалинского района Кировской области, по свежим впечатлениям от встречи со своей малой родиной, которую он посетил спустя 50 лет.
Что пришлось пережить жителям брошенных деревень в период оптимизации и пандемии - пишет Леонид Иванов. Его очерки «Оптимизация» и « Вы чье, старичье?» …
Но все-таки во все временя деревня жила надеждой. Анатолий Омельчук. в очерке «Возвращение в деревню» пишет : « тот, кто первым произнёс «столица деревень», наверняка, хотел ненароком обидеть Тюмень, принизить историческую роль первого государева русского города в Сибири. Но случилось по-другому: перспективно оценил и навечно похвалил. И нам, тюменцам, урождённым и приехавшим, подарил замечательный титул: мы – люди планетарной деревни Третьего тысячелетия, мало того – столицы замечательных деревень. Трепетно и сентиментально – очень хочется сохранить этот титул. Понятно, Тюмень – нефтяная столица России – мировой бренд, первый русский город в Российской Азии, но навсегда уютно – столица деревень.»
«Ученый совет»
Здесь на повестку поставлены самые актуальные вопросы о развитии деревни, о поиске связи наследия крестьянской цивилизации с современной практикой.
Николай Никитин, известный историк Сибири исследует особенности становления сибирской пашни и факторы устойчивости развития деревни.
Событием стало переиздание Сергеем Мансковым труда Николая Ядринцева, крупного общественного деятеля ХIX в., «Сибирь – как колония», где многие суждения и выводы автора до сих пор остаются актуальными, представляют большое значение для выработки современных стратегий роста.
Взгляд представителей академической науки, экономистов на проблемы современной деревни Валерия Крюкова и Ольги Фадеевой в статье «Плывет, плывет кораблик….». Поднимаются вопросы, как решить крестьянский вопрос, как применить прошлый эффективный опыт организации и ведения сельского хозяйства в современной практике. По мнению авторов, локальные инициативы могут стать основой для формирования новых моделей хозяйствования на сибирской земле, в большей степени ориентированных на использование местных природных ресурсов и специфического локального знания, противостоящую суетным реагированиям на поступающие по разным поводам директивы сверху.
«Сибирский благотворитель»
Большим авторитетом среди крестьян был человек, оказывающий милосердие, благотворительную помощь. Милосердие сибиряков проявлялось в оказании помощи бедным. Грехом было отказать нищему в подаянии, не приютить.
Основная часть тюменских купцов – выходцы из крестьянской среды. Обостренное чувство правды, которое мы видим в каждой личности из купцов-меценатов, особенно характерно было для Андрея Ивановича Текутьева. Новые грани его личности открывает Сергей Кубочкин в статье «На благо свое и общества».
Очерки о благотворителях П. И. Подаруеве, екатеринбургском купце М.И. Иванове, Н. Сейдукове, который после большого пожара в Ембаево построил для пострадавших земляков 200 домов; энтузиасте сибирской кооперации и развитии маслоделия А. Балакшине, выдающийся меценат из с. Кулаково Н. Чукмалдине ( А.Вычугжанин, И.Горбачева). О современном поколении благотворителей В. Аксенове, Ю. Шафранике, В. Куракине.
«Отражения»
ХХ век для деревни стал эпохой социальных и экономических потрясений. Превращение страны из аграрной в индустриальную сопровождалось раскрестьяниванием деревни. Но еще в течение долгих лет удавалось сохранить силу деревни, определить ее место и роль в современной экономике, благодаря участию в ее судьбе выходцев из крестьянской среды и их потомков, истинно любящих деревню, знающих цену труда на земле. Руководители области, совхозов, колхозов - Геннадий Богомяков, Павел Чиков, Николай Бабин. Об этих «именитых мужах», их вкладе в развитие Тюменского края и сохранение деревни пишут их соратники.
Геннадий Иванов поднимает вопрос о сохранении исторической памяти о деревне: « знаем ли мы историю своей малой родины, села, деревни, посёлка? Не говоря уж о мельчайших подробностях – хотя бы в общих чертах. На мой взгляд, выход напрашивается сам собой: необходимо устанавливать в каждом селе, деревне стенд, если угодно – информационный щит, на котором будет размещена историческая справка о данном населённом пункте, об известных людях…»
О результатах
Председатель редакционного совета альманаха Юрий Константинович Шафраник высоко оценил результат коллективного труда по подготовке 4-х томного альманаха « Тюмень – столица деревень» и значимость его для всей страны:
«Замечательно, что авторам удалось затронуть глубинные чувства читателей. Но в нынешних условиях чрезвычайно важным представляется всмотреться в опыт предыдущих поколений и поразмыслить, что можно использовать в наше время. И сборник «Тюмень — столица деревень» вполне может стать своего рода ориентиром для каждого российского региона в создании подобного труда. Мы готовы оказать методическую помощь. И это будет замечательным памятником деревне. Но не кладбищенским, а ориентиром для её развития».
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КНИГИ
Безусловно, богатое наследие деревни, ее культура, связь с окружающей природой, живописные ландшафты, не могут не вдохновлять. Все русские художники, писатели постигали суть России в жизни крестьянина, его гармонии с природой.
Вдохновение художника этой книги – Ивана Лукьянова исходит из глубокого проникновения в смыслы жизни крестьянина, с характерной простотой повседневного быта, но с осознанием своей высокой духовной миссии - жить по заповедям Бога, жить в труде, быть хозяином на земле, быть кормильцем. В книге все наполнено смыслами и символами, помогающими раскрыть Культурный код сибирской деревни, основы Русского мира.
Дизайн книги
Четыре тома крестьянского бытия, четыре времени года:
I том – Весна (создание Мира),
II том – Лето (созидание Человека),
III том – Осень (жатва, плодов земных и духовных, передача опыта и знаний),
IV том – Зима (конец круга, подведение итогов). Годовой круг бытия, как время жизненного цикла
Вход в книгу
Вход в каждый том книги состоит из увертюры – визуального образа сопровождающихся цитатами из книги Бытия. Живой поток сознания, образы раскрывающие Божественные откровения. Словно древнее письмо: картины и речь соединяем в пережитый образ опыта прошлых поколений.
Первый том, соотнесённый с идеей Начала Сотворения мира, назван художником «Книгой Весны»: «В этой книге начинается повествование от самого начала, от момента создания мира. Как он устраивался, как люди жили в гармонии с собой и всем, что их окружало…
Картины лучших Русских художников, неизвестные фотографии, как немые свидетели, отпечатки времени, которое проходит, оставляя воспоминания о духовной красоте, которую мы потеряли, возрождая её в своих душах.
Художники – бытописатели народной жизни. Более 60-и имен от всемирно известных имён до художников известных узкому кругу специалистов.
Том 1 Весна. Создание мира.
Создание мира. Раскрывается через фрески, иконы, росписи сводов храмов, коллажи образов в единую композицию. Светозарный образ божественного единства Бога отца, бога Сына и Бога Духа святого (икона Троицы новозаветной). В образном мире мыслеформ в золотом светящемся пространстве рождается желание творчества мира
2 том II том – Лето (созидание Человека),
Образ человека – образ Божий. Единство с первообразом: с родом, с Богом. Великое в малом. Каждая букашка, травинка неразрывно связаны с Создателем, с космосом, друг с другом. Мир един, от каждой самой маленькой частички зависит жизнь всей системы. Любой, даже самый маленький человек имеет свою задачу, свою миссию на этой планете. Нужно лишь искренне прислушиваться к своему сердцу, к своей природе, совести. Услышать в себе голос Бога и научиться с ним разговаривать. Старые картины и фотографии, связь времён и образов – всё отсылает нас к началу книги, к первообразу человека.
3 том. – Осень (жатва, плодов земных и духовных, передача опыта и знаний),
Здесь картины и фотографии – немые свидетели времени, которое проходит, оставляя воспоминания и записи о духовной красоте, которую мы потеряли, возрождая её в своих снах и мечтаниях. Эта книга начала XXI века соткана из картин художников XVII–XIX в., заставших вековые устои крестьянского быта, людей, проживавших в ладу с природой, прошедших через великую радость и горе, чья жизнь была наполнена предчувствием встречи с Богом.
На титуле спящий у дерева крестьянский мальчик, мы чувствуем полную гармонию человека и природы, что ему сниться? Царские врата в алтарь – прообраз утерянного Рая. Врата расписаны узорчатым орнаментом из травы и цветов, созвучными с расцветкой на крыльях прилетевшей бабочки. А окна на вратах, где когда-то были иконы, отражают небо, траву и деревья. Врата в алтарь природы, созданной для гармоничной жизни человеков.
4 том IV том – Зима (конец круга, подведение итогов). Годовой круг бытия, как время жизненного цикла.
На титуле зима, замерла насыщенная крестьянскими заботами жизнь. Природа заснула, прошел ещё один год, закончив годовой круг бытия. Время подведения итогов. Снег и небо дарят свет, излучая надежду, что всё ещё будет, что жизнь возродится вновь. И будет время рождаться, творить, и подводить итоги.