Сегодня разберем самые грубые и фатальные ошибки, которые совершают кандидаты на собеседовании и которые могут убить вашу репутацию и очень сильно помешать получить желаемую работу.
Я вас прошу, когда дочитаете статью, напишите в комментариях, заметили ли в себе какие-то из этих ошибок, делаете или делали ли так же. Мне очень интересна ваша обратная связь, насколько это распространенные ошибки и насколько эта статья для вас полезна.
Меня зовут Елена Маршалова, я HR и карьерный консультант и помогаю людям найти работу мечты.
Сразу скажу, они не в порядке значимости, и каждая из этих ошибок по-отдельности, а тем более все вместе колоссально влияют на исход собеседования и на то, получите ли вы в итоге предложение о работе.
Ошибка №1 . Приходить на встречу сильно раньше назначенного времени или опаздывать
Почему так важно приходить вовремя: это очень сильно влияет на первое впечатление. Я думаю, что многие знают, что первое впечатление складывается за первые 30 секунд разговора. А на интервью - еще при первых контактах, и даже до того как вы придете на встречу.
И страшно не само опоздание, потому что все мы время от времени опаздываем или приходим раньше, а именно то, что это первое впечатление и его очень сложно изменить.
Приходить нужно минут за 10 минут до встречи, чтобы оценить обстановку и привести в порядок внешний вид. Если придете раньше, вы поставите в неловкое положение и себя, и сотрудников, так как им из вежливости придётся что-то придумывать, чтобы вас занять, где-то вас размещать, потому что не везде есть свободные переговорные. Или менять свой график и начинать собеседование раньше, что тоже смазывает впечатление. Если приехали сильно раньше, то лучше погулять вокруг офиса или выпить кофе в ближайшем кафе, а в офис прийти ближе ко времени.
Если опаздываете, вы сразу вешаете на себя клеймо необязательного человека. Поэтому, если едете в малознакомый район, стоит заранее узнать, где находится офис, определиться с тем, как до него добраться и выйти заблаговременно. Если же всё-таки случился форс-мажор, не нужно в панике забегать в кабинет или же не приходить вообще – просто позвоните, извинитесь, объясните ситуацию и узнайте, когда руководитель сможет вас принять.
Ошибка №2. Жаловаться на предыдущего работодателя
Даже если вы уволились по каким-либо нелицеприятным причинам, давать об этом знать новому работодателю не нужно.
Вас, естественно, спросят о том, почему вы уволились с прошлой работы, и причины вы должны назвать именно нейтральные: нет карьерного и профессионального роста, невозможность раскрыть свой потенциал, стремление найти работу в более крупной организации, удалённость от дома.
Критиковать прошлое начальство также не стоит. Если были конфликты, то говорить об этом не следует, однако если рассказать всё же пришлось, то обсуждать эту тему нужно корректно, делая акцент на том, что вы всеми силами старались уладить недоразумение.
Но я очень советую эту тему обходить. Открою секрет - эйчары категорически не любят конфликтных сотрудников, и если вы жалуетесь, то это практически сразу ставит крест на вашей кандидатуре.
Ошибка №3. Обесценивать компанию и будущую работу, делать акцент только на деньгах
Любой рекрутер и нанимающий руководитель, тем более директор или собственник, хочет, чтобы новые люди приходили с интересом к их бизнесу, чтобы они были заинтересованы в успехе компании, чтобы им нравился продукт. Сейчас уже не востребованы люди, кто приходит с 9 до 6 отбыть время на работе, все больше стирается граница между работой и жизнь, работа уже часть культуры и жизни человека. Я, в первую очередь, говорю, конечно, о крупных компаниях, где люди рады быть частью бизнеса, команды, когда они с гордостью говорят о своем месте работы.
Проявите искренний интерес к компании, сфере её деятельности, будущим должностным обязанностям и т.д. В процесс беседы нужно вовлекаться – так работодатель поймёт, что вы действительно хотите получить место в его компании.
Ошибка №4. Говорить много, размыто, углубляться в несущественные детали
Болтливые кандидаты - это, конечно, зло.
Собеседование - это очень сконцентрированная беседа, где за 40 минут вы должны презентовать себя, показать свои навыки, узнать о будущих обязанностях, обсудить деньги - в общем успеть много всего. Поэтому ответы на вопросы должны быть сжатые, конкретные, по делу.
Эйчаров ни что так не раздражает, как болтливые кандидаты, которых и не остановить на полуслове, и времени уходит много, и после пятиминутного ответа непонятно ничего, нужно уточнять, а это время и силы. Поэтому призываю вас обращать внимание на то, как вы отвечаете, останавливать себя, какие-то примеры и кейсы из вашего опыта проговорить самому с собой еще ДО собеседования, чтобы убрать лишнюю воду.
Я как карьерный консультант довольно часто провожу тренировочные собеседования с клиентами, и потом мы разбираем ответы, я даю обратную связь, какие ответы плохи и почему, где нужно заменить примеры, где рассказать подробнее - в общем даю обратную связь как HR, чего так не хватает в реальных собеседованиях. Так вот самое частое, с чем мы работаем - это убираем лишнее из примеров опыта, чтобы это занимало не 10 минут, а две, при этом выгодно показывало кандидата.
Ошибка №5. Неподготовленность к интервью
Тут все очень просто - презентуя себя вы всегда это делаете не в вакууме, а применительно к конкретной вакансии, конкретным требованиям. Потому что просто рассказать о себе, презентовать себя, можно с разных сторон, делая акценты на разные стороны вашей личности и ваши навыки. Рассказать обо всем на интервью у вас просто нет времени поэтому нужно вычленять из своего опыта релевантный. А если вы ничего не знаете о компании, в которую нанимаетесь, то и на чем делать акцент тоже не знаете.
Сейчас востребованы люди, для кого "культура", "ценности" - не пустые слова. И кто выбирает компанию не только как место, где можно работать с 9 до 18 и зарабатывать фиксированный оклад, а кто действительно вкладывается в работу и в компанию всей душой. И получает за это справедливое вознаграждение. А если на собеседовании вы ничего не знаете о компании, то о чем здесь говорить.
Ошибка №6. Не задавать вопросы на собеседовании
Это фатальная ошибка, которая очень настораживает рекрутеров, и ставит жирный минус на вас как на кандидате.
В любом интервью в конце рекрутер спрашивает, какие вопросы у вас есть к нему - и если вы говорите "мне все понятно, вопросов нет", то что-то с вами не так.
Если бы меня попросили ранжировать ошибки по важности и степени влияния на итог интервью, то отсутствие вопросов со стороны кандидата я бы точно поставила в топ.
Вы выбираете себе работу, место где вы будете проводить большую часть своего времени, куда вы будете направлять свою энергию и силы как минимум следующие несколько лет - конечно вам должно быть интересно и понятно, что вас ждет. Я про это даже писала отдельную статью, где разбирала, какие вопросы стоит задать и как интерпретировать ответы рекрутера. Но если вы молчите, то это сразу говорит о вашей низкой мотивации, заинтересованности в компании и в перспективах. Поэтому на каждом раунде интервью обязательно задавайте 1-2-3 вопроса, которые актуальны на данном этапе.
Спасибо, что поставили лайк этой статье, подписались на канал и поставили колокольчик. Я желаю вам удачи в поиске вашей идеальной работы!
Жду вас на своём сайте и в Телеграм-канале - получите ещё больше пользы для своей карьеры. Ссылки я оставила в описании канала.