Раз уж досмотрел, то позвольте почесать своё графоманство. Будет много пространных рассуждений, так что читать не обязательно, все самое важно для сути сериала сказано в первой части.
Удивительная магия этот китайский соцреализм. На 7-ой серии думаешь "ну, еще парочку посмотрю", после 15-ой - "надо бы и досмотреть", после 30-ой - "ничего краше не видел", а на последних сериях - "зачем пропагандой портить такой отличный сериал?". И ведь нет особого сопереживания, эмоционального отклика, но качество проработки такое, что как-будто погружаешься в другой мир, как на батискафе спускаешься в морские глубины и завороженно наблюдаешь за жизнью ее обитателей. Кроче, досмотрел Ураган, и вот какая мысль меня посетила.
Возникло ощущение, что фраза "огонь, вода и медные трубы" это про путь коммунистического Китая, и на нынешнем этапе он переживает третий системный кризис. Сначала был "огонь" - культурная революция. Все красное - повязки на рукаве, знамена, транспаранты, кровь. Эмоции накалились "до красна". После победы в борьбе за власть у коммунистов никак не складывалось найти общий язык с чиновниками и интеллигенцией, те всем были недовольны, требовали вернуть как было при республике. И тогда Мао делает свой хитрый ход - а давайте спросим у народа, чего он хочет? И народ, в массе своей вчерашние полуграмотные крестьяне, высказал мнение в самой жесткой форме, а власть никак этому не мешала. Понятное дело, ужасная трагедия, но как "император" Великий Кормчий сделал то, что должен был - сохранил империю, угроза распада страны была преодолена.
Затем наступил кризис "воды" - события на площади Тяньаньмэнь. Протестующие взяли себе в помощь крайне неудачный для высказывания неудовольствий символ белого цвета. Белый в Азии это скорбь по умершему и непонятно, а кого собирались хоронить "мирные студенты" на площади? Видимо, так подсказали западные кураторы плохо понимающие восточную специфику. Но, с другой стороны, вполне символично для "кризиса воды", поскольку белый еще и символ женского начала, а женская энергия это вода. Тогдашний руководитель КПК был готов сдаться на милость толпы студентов, но тут пришел Дэн Сяопин со своими сторонниками, перехватил кормило и разогнал бунтовщиков танками, дабы избежать всеобщего хаоса. И только потом начал реформы, приведшие позднее к нынешнему кризису "медных труб".
Реформы Дэна позволяли частному бизнесу быть крупным, а чиновникам на местах разрешали раздавать народные деньги (собранные налоги) этому бизнесу, чтобы тот создавал что-то полезное на благо местных жителей. С одной стороны, это придало экономике Китая импульс для разгона до космической скорости, а с другой, породило уездных коммунистических феодалов, раздававших за мзду государственные контракты. Собственно, сериал первые две трети рассказывает как чиновники и особо наглые торговцы становились местными князьками, а во-второй половине, как товарищ Си собирается преодолевать назревающую феодальную раздробленность. Кризис "медных труб" (гордыни от своих достижений) для китайского дракона еще совсем не преодолен, и при нынешней модели власти, когда коммунистам никто не указ, разобраться с этими проблемами будет ой как не просто. По большому счету, "медные трубы" погубили СССР, он не выдержал груза собственного величия, не смог измениться до того как случилось самое ужасное - развал на феодальные национальные уделы. Китаю есть над чем задуматься.
Простите столь пространное введение, но политический слой в сериале, может не самый интересный, но очень важный, хотя бы потому, что ставит главный вопрос "кризиса медных труб" - если теперь все так хорошо, если бывшие бандюганы стали солидными бизнесменами, а чиновники обеспечили экономический рост своих уездов, то зачем с ними бороться? может станет только хуже? Кстати, "западные умники" изначально объясняли курс товарища Си на борьбу с коррупцией чисто политической борьбой за власть, как повод расправиться с конкурентами. Но это не так, на сегодня у Си больше нет серьезных конкурентов, а он продолжает сажать и казнить за взятки. Более того, в январе 2024-ом года анонсирован новый виток борьбы, а уже в феврале посыпались разоблачения как из рога изобилия. И сажали за решетку не каких-то мелких людишек, в Китае их называют "мухи", но и "тигров", т.е. высокопоставленных чиновников и руководителей больших компаний, в том числе государственных. Сериал вышел в 2023 и не сомневаюсь, что по просьбе КПК в него заложили много партийной философии на проблему взяточничества.
Впрочем сериал не стал бы настолько популярным, если бы просто транслировал взгляды партии, словно пропагандистский материал. В основе сериала «Ураган» лежит вечная тема борьбы добра со злом. Однако в данном контексте она представлена не как противостояние полицейских с бандитами и взяточниками, а как ежедневный выбор между правильным и не совсем. Именно поэтому сериал смотрится с интересом все сорок серий. Вся интрига сосредоточена не на том что происходит? а, почему и как это происходит? Имеем много ярких персонажей, у каждого свой взгляд на жизнь и изначально все хорошие, но день за днем, под давлением обстоятельств, многие делают выбор "попроще" и потихоньку становятся воплощением зла. Для зрителя создатели подготовили откровение, что победа добра совсем не очевидна, если хорошие люди перестанут делать правильный выбор.
Хотя тема, что линия между добром и злом не в людях, а в повседневном выборе, не нова, но все же было познавательно наблюдать как сюжет раскрывает ее через китайские реалии в исторических декорация нулевых.
Сериал был сложным для восприятия, особенно без нормальной озвучки, так что никому не буду рекомендовать для просмотра. Теперь планирую отдохнуть на чем-то "туповато-веселом", включая ромкомы, кто дочитал - рекомендуйте )