Помимо рисунка и цвета, часть исследователей обращала внимание на формат поверхности, на которой размещено изображение и расположение этого изображения. В частности, Б.Р. Виппер утверждал, что формат поверхности обладает эмоциональным тоном, который определенным образом воздействует на зрителя.
Так горизонтальный формат давит, принижает, вносит оттенок грусти, пессимизма, может быть, даже отчаяния, создает атмосферу одиночества, бедности, тяжелого физического труда.
Вертикальный формат настраивает на бодрость и радость, внушает зрителю чувство духовного освобождения и возвышенных устремлений.
Квадрат или круг настраивают на покой, сосредоточение, глубокую концентрацию чувств и помыслов[1].
Выбор формата, по мнению Виппера, зависит от техники и связан с темпераментом художника: например, чувственная, динамическая фантазия Рубенса требует более крупного формата, чем сдержанная и одухотворенная фантазия Рембрандта[2].
Р. Арнхейм также затрагивал тему формата. В «Заметках об искусствах, психологии и прочем» он писал: «один художник признался мне, что когда живопись лежит на земле, она воспринимается как физический объект. Это согласуется с моим собственным предположением, что вертикаль хороша для созерцания, тогда как горизонталь – это арена для действия»[3].
Что касается месторасположения рисунка на листе, то здесь исследователи обращали внимание на верх и низ листа, а также его правую и левую стороны.
К. Гинзбург считает, что «человек склонен представлять себе реальность в терминах противоположностей (свет и тьма, жар и холод, верх и низ). Гераклиту приписывается формула, согласно которой, реальность есть война противоположностей. Один знаменитый биолог (Гинзбург не указал кто именно) однажды заметил, что эта одержимость полярностями имеет глубокие биологические корни, т.к. человеческое сознание работает на основе логики да\нет, все\ничего»[4]. К подобным противоположностям Гинзбург относит верх и низ, которые олицетворяют собой высшее и низшее: «наверху находится то, чему мы приписываем наибольшую ценность. Для ребенка тот, кто высок – взрослый, идентифицируется с силой, добротой. В любой цивилизации источник космического могущества, Бог наверху. Символика высоты связана с политической властью»[5].
К аналогичным противоположностям относятся правое и левое. Б.А. Успенский пишет о том, что «противопоставление правой и левой стороны универсально для человеческой культуры. Правой стороне, как правило, приписывается положительное, а левой – отрицательное значение»[6].
В.В. Кандинский считал, что в зависимости от того, где и как на плоскости располагается изображение, зависит его восприятие. Так, «горизонталь – это самая простая форма прямой. Ее основное звучание – холодность и плоскостность.
Вертикаль – основное звучание высота и тепло.
Диагональ – сочетает свойства горизонтали и вертикали.
Верхняя левая часть плоскости вызывает ощущение большей расслабленности, чувства легкости, освобождения, и, наконец, свободы.
Нижняя правая вызывает ощущение сгущения, тяжести, стесненности.
Скованное движение «вправо», идущее внутрь, - это движение домой. Это движение связано с определенной усталостью, его целью является достижение покоя»[7].
Правому и левому в живописи уделял особое внимание Б.Р. Виппер. Он полагал, что настроение картины определяется тем, что происходит в правой стороне, т.к. восприятие связано с нашим оптическим и моторным опытом – пишем и читаем мы слева направо. Лево – начало, право – завершение[8]. На это же указывает и Р. Арнхейм: «Прочтение» картины слева направо – это привычка, перенесенная по аналогии с чтения книги»[9].
Пауль Клее использовал прием противопоставления верха и низа в работе «Мечеть в Хаммамете» (1914 г.), где на верхней половине изобразил реальную жизнь, а в нижней – бесплотное начало[10].
Д.В. Босов и Л.Ю. Беленкова применили теорию об особом смысле верха и низа, а также правого и левого в анализе рисунков, создаваемых в ходе арт-терапевтической работы. Так, верх листа связан с духовностью, сознанием, романтизмом, божественным, олицетворяет небо, низ связан с телесностью, бессознательным, практицизмом, земным, потаенным, олицетворяет землю, левая сторона связана с женским, прошлым, опытом, тайным, пассивностью, правая с мужским, будущим, планами, мечтаниями, активностью, рисование слева направо символизирует движение из прошлого в будущее и наоборот[11].
[1] Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Издательство В. Шевчук, 2015. – 364 с.
[2] Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Издательство В. Шевчук, 2015. – 364 с.
[3] Арнхейм Р. В параболах солнечного света. Заметки об искусстве, психологии и прочем. СПб.: Алетейя, 2012. – 104 с. С. 78
[4] Гинзбург К. Мифы-эмблемы-приметы: Морфология и истории. Сборник статей. М.: Новое издательство, 2004. – 348 с. С. 135
[5] Гинзбург К. Мифы-эмблемы-приметы: Морфология и истории. Сборник статей. М.: Новое издательство, 2004. – 348 с. С. 136
[6] Успенский Б.А. Крест и круг: Из истории христианской символики. М.: Языки славянских культур, 2006. – 488 с. С. 17
[7] Кандинский В.В. О духовном в искусстве; Ступени. Текст худоника; Точка и линия на плоскости: к анализу живописных элементов. М.: АСТ:ОГИЗ, 2018. – 381 с.
[8] Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Издательство В. Шевчук, 2015. – 364 с.
[9] Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
[10] Гомперц У. Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси. М.: Синдбад, 2016. – 464 с.
[11] Босов Д.В., Беленкова Л.Ю. Технология арт-терапии в социальной работе: учебное пособие для студентов программ бакалавриата и магистратуры. М.: Директ-Медиа, 2022. – 277 с. С. 78