Никто не знал, не думал и не предполагал, но пригласили меня вчера в театр. Там давали пьесу «Бесприданница» авторства незабвенного Островского. Моё любимое его произведение — это «Гроза», а «Бесприданница» на втором месте. Как могла я не сходить в театр? Я и сходила. А потом перечитала пьесу.
Сюжет там завязывается такой, что меня прям бомбит от патриархата тех времён. Женщины вообще за людей не считались, они рождались чисто для того, чтоб замуж спровадить. Вот и главную героиню, Ларису, маман тоже активно хочет продать замуж. Двух дочерей сбагрила неудачно, вдруг хотя бы теперь повезёт? (спойлер: нет)
Не знаю, почему так вышло, но дева у нас бесприданница. Это значит, что вместе с ней никакого добра мужу не даётся, кроме родительского благословления. А посему желающих не то чтобы очень много. Походить в дом попялиться сколько угодно, а сковывать себя столь бесперспективным браком желающих маловато. Вот и пришлось выскакивать за первого попавшегося. А любила она вообще местного богатея, но кто ж её спрашивает.
И жених, внезапно выбившийся из низов, вроде бы её любит. Но понтоваться он любит больше. С ним из-за грядущего брака начали общаться те, кто раньше рядом с ним в кусты бы не присел. Вот он и возгордился, потерял голову. И единственную просьбу любимой свалить куда подальше не исполнил. А тут её первая любовь изволила на минуточку вернуться. Конец немного предсказуем, поэтому давайте его не спойлерить.
Не доставайся ты никому, ты нужна мне, ты не нужна ему. Блин, да она как человек вообще никому не нужна. Она это понимает. Ей горько. И мне горько. Вроде бы со взрослой точки зрения её следовало бы воспринимать как экзальтированную особу, которая совершает ошибку за ошибкой. Но я бы на её месте поступила идентично, особенно под конец. А кто б не поступил? Разве что критического мышления бы ей побольше. А то заимпринтилось сердешко на нехорошего человека, а гнилую пресыщенную сущность не разглядеть. Словом, Ларису я понимаю.
Понимаю я и Карандышева, жениха её. Он вызывает брезгливость… и понимание. Я к нему прониклась состраданием в тот момент, когда богатеи всей бандой его буллить начали, а он сего не скумекал. «Да, это смешно... Я смешной человек... Я знаю сам, что я смешной человек. Да разве людей казнят за то, что они смешны?» — вот на каком моменте я ему сопереживала. Был там ещё местный шут Робинзон, который принял свою роль, поэтому ему норм. А Карандышев до последнего пытался доказать, что он чего-то стоит. И этим поведением доказал обратное. А надо было валить в деревню и плевать на всю эту кодлу, а не пытаться примазаться. Дурак, конечно. Но разве можно над дураком издеваться?
А достоин ли понимания Паратов? А вот я так и не поняла, действительно ли он сволочь или тоже страдающая натура, вынужденная жениться ради денег, хотя сердце требует другого. Но осуждаю я его всей душой. Два раза любящее сердце поматросил и бросил, извините уж за спойлеры. Обманул. Недостоин он любви.
Потому всё и развернулось настолько горько. Но лучше уж так, чем к Кнурову на содержание. Чем кончилось — совсем уж спойлерить не буду. Но тлен и безысходность, короч.
Теперь по театру. Была я в большом театре Петра Фоменко. И единственный, кто мне там понравился — это Кнуров. Когда я читала — именно таким его и представляла. Если бы я пришла с цветами, то букет бы преподнесла именно ему. Паратов ещё чуточку эффектен, остальные же не впечатлили ну никак. Лариса и вовсе своей роли не соответствовала. Она там выглядела как прожжённая жизненным опытом тётенька, а не как юная дева. Чисто личное мнение.
Теперь по фильму. Целиком я его ранее не видела, тем интереснее было посмотреть. С этого фильма Гузеева начала свою карьеру. Это она только потом начала вести «Давай поженимся» и всякое такое. А тогда она была юна и роли своей соответствовала больше, чем эта из театра. И всё равно я внутренне всхохотала, представив, как она высказывает Паратову свой известный неприличный мемасик.
Паратов — это у нас Никита, на минуточку, Михалков. Уже не так юн, уже немного Михалков. К нему вот никаких претензий, особенно когда сбрил бороду. Он действительно был эффектен и играть умел. Неудивительно, что юная-невинная запала на столь красивого красавца. А какие у него интонации в моменты пылких чувств!
Карандышев же вызвал у меня истерические хохотания. А всё потому что Мягков. Он же Женя Лукашин из «Иронии судьбы». Нет, ну выглядел он ровно настолько жалко, насколько мог выглядеть Карандышев. Но когда он по сюжету набухался — не ржать я не могла. Потому что это чисто актёр одной роли — роли бухарика. И пьяные речи он высказывал ровно с теми же интонациями, с которыми в «Иронии» говорил: «Моя Галя там в Москве, а я на полу в Ленинграде!». Вообще не отличить.
А вот Кнуров, коим я восхищалась в театре, здесь был совершенно никакущий. Никакого эффекта. Опять-таки, личное мнение.
Фильм — не театр. Тут без отсебятины никак. Но мне не очень понравилось, как построен был сюжет. Мы имеем две полнометражных серии, и большая часть первой — это то, что в пьесе было флэшбеками. Ну, то есть, в оригинале они словесно вспоминали, что было, а здесь именно от этих истоков сюжет и идёт. А именно — с замужества сеструли. Вот только сеструлю по сюжету где-то далеко муженёк прикончил, в фильме об этом тоже между делом сказали, но ни у кого ни слёз, ни сожалений. Как говорится, ну умер и умер. Не хочется верить, что патриархат был загнивающий прям настолько. Хотя на патриархат у меня хватило побомбить и здесь. Такое чувство, что живая девушка у них что-то вроде дрессированной обезьянки. Спойте да станцуйте, народ просит.
А ещё в фильме совершенно не раскрыта тема Робинзона. Он там был, он действительно спаивал Карандышева по наущению Паратова. Но потом его как прокинули, так и забыли. Не было той сцены, в которой Паратов велел Робинзону отвезти Ларису домой. А ведь очень показательная сцена, лишний раз подчёркивающая гнилостность его натуры. Да и Робинзон там поступил по-своему, Карандышева привёл. А тут, извольте радоваться, сам припёрся. Причём на корабль. На лодке. Это вообще законно?
Да, этот ход мне тоже не понравился. Я, может, невнимательно читала, но мне казалось, что финальное объяснение в оригинале происходило не на корабле, а уже после. И мне не понравилось, что Рязанов решил поступить именно так.
Вердикт. Рязанов молодец, его фильмы я люблю и уважаю. Но этот фильм я люблю и уважаю чуть меньше. Актёры хорошие, но недочётов тьма. Лучше сходить в театр.