На этих снимках - свалки никому не нужных китайских электромобилей. Некоторые из них брошены так давно, что успели в буквальном смысле зарасти травой, и таких свалок в Китае много.
Среди пользователей интернета по всему миру последние годы стало своеобразным развлечением находить такие свалки на спутниковых снимках Китая.
Другие кадры - это уже порты Европы. Трава на бетонных площадках ещё не выросла, но скопление нераспроданных машин впечатляет. Это электромобили, ввезенные ещё до объявления о повышении европейских пошлин на ввоз электромобилей из Китая.
Что происходит? Неужели те, кто предрекал крах китайского электромобильного пузыря, оказались правы? И какую роль китайские электрические машины играют в Китае и в мире? Дочитайте статью до конца, и вы узнаете, что происходит на самом деле. Обещаю это вас удивит. Поехали!
Начнём с самого очевидного врага китайских автопроизводителей - с конкуренции, причём как между китайскими автомобильными брендами, так и с уже состоявшимися традиционными автомобильными марками. Такие гиганты, как Volkswagen или Toyota, продают свои машины по всему миру и в случае проблем в Китае выживут за счёт других стран.
Молодой китайский автопром лишён такой защиты, и если он оказывается невостребован в самом Китае, он разоряется. С 2019 по 2023 год число китайских брендов, выпускающих электромобили, сократилось примерно с 500 до 100.
Давит и международная конкуренция. Несмотря на то, что Китай вышел на первое место по продаже автомобилей уже довольно давно, по-прежнему, если присмотреться к автомобилям, которые продаются, можно увидеть очень много знакомых марок.
Власти Китая уже давно проводят политику совместных предприятий. Это означает, что большинство марок, которые хотят быть представлены в Китае, обязаны создавать совместные предприятия с местными корпорациями, где местным корпорациям будет принадлежать не менее половины акций.
Если посмотреть на топ самых продаваемых в Китае автомобилей за 2023 год, то можно увидеть немало интересных марок, такие как Volkswagen, Toyota, Honda, Nissan и даже Audi с BMW.
С другой стороны, вы не встретите там таких популярных ныне в России марок, как Chery или Haval. Да, на первое место по итогам года поднялся чисто китайский бренд BYD, который впервые опередил Volkswagen, но позиции европейцев, японцев, корейцев и даже американцев всё так же сильны.
И в нише электромобилей тоже. Tesla стала первым иностранным автоконцерном, которому китайские власти разрешили построить не совместное предприятие, а полностью собственный завод в Шанхае, и сейчас электромобили с этого предприятия активно конкурируют с китайскими аналогами на местном рынке.
Но хватит о проблемах. Давайте поговорим об успешном китайском автопроме. И как показывает практика последних нескольких лет, для успешной реализации своей продукции и существования автомобильной компании в Китае необходима поддержка от государства. Таким образом, Поднебесная имеет огромный пласт своего автомобилестроения, который напрямую завязан на государстве либо напрямую через госсобственность, либо через господдержку.
Как ни странно, это и есть ахиллесова пята китайского автопрома. Так как многие компании стремятся вступить в авантюру и получить максимальные преференции от государства, заработать деньги в первую очередь благодаря тому, что в них инвестируют деньги, но не благодаря тому, что они стараются в угоду своим покупателям.
Это частный случай, когда бизнес путает причину со следствием. И у таких незадавшихся авантюристов, когда программы господдержки меняются, телега по-прежнему остаётся стоять впереди лошади. И машины, которые они предлагают, на покупателей не рассчитаны. Естественно, рынку они не нужны.
Таким образом, подобные компании банкротятся. Так почему же в европейских портах по-прежнему стоит огромное количество никому не нужных китайских автомобилей? По той же самой причине. Китайским производителям в своё время было всё равно на то, кто и как будет пользоваться их машинами.
Они просто стремились получить поддержку от государства, брали максимум субсидий, а потом, со временем, когда не могли реализовать свой потенциал, начинали сворачиваться. Таким образом получается вполне себе естественный ход вещей, и банкротство - вполне себе понятная закономерность.
Единственный зарубежный рынок, на котором китайские электромобили были приняты, не то чтобы с распростёртыми объятиями, но обречены на успех, является российский. У России просто нет другого выбора. Благодаря санкциям она отрезана от остального автомобильного мира. Единственными зарубежными автомобилями, которые могут составить у нас конкуренцию китайским, сейчас являются иранские. Но у нас в этом сегменте есть Лада, которая заявляет: "Ты не пройдёшь!"
Но несмотря на безоговорочную победу китайского автопрома на российском рынке, у нас по-прежнему остаются некоторые сложности. Например, они заключаются в том, что китайцы, опасаясь санкций, создают такие невероятно сложные цепочки различных фирм-посредников между, скажем так, нашими дилерами и китайскими производителями, что порой диву даёшься.
Это явно даёт определённую гибкость. И поставки продолжаются, и Китай может смело делать вид, что он тут ни при чём. А если вдруг окажется, что в России продано огромное количество китайских машин, то это не их рук дело. Удобно, да.
Собственно из-за этого и существуют сложности с сервисом. Если в Китае их нет, то в России их с избытком. На самом деле очень сложно найти какие-либо запчасти. И многие автосервисы прибегают к тому, что просто отправляют фотографии своим китайским партнёрам, чтобы убедиться, что запчасть была действительно та. А некоторые даже умудряются отправлять свои образцы, чтобы получить взамен какой-то аналог.
Но дело в том, что это вопрос времени и компетенции автосервисов. Но знаете, что я при этом хочу вам сказать? Ситуация с европейскими, американскими или японскими автомобилями сейчас в России не лучше, а может даже и сложнее.
Дело в том, что многие запчасти сейчас не заказать. Например, спросите у какого-нибудь владельца Porsche, как обстоят дела с его автомобилем. И вы обязательно услышите душераздирающую историю касательно того, что какую-то запчасть приходится ждать около года.
Бояться проблем с сервисом и наличием запчастей можно и даже нужно. Но важно также помнить, что проблемы с другими иностранными марками в России аналогичные. И достать запчасти на китайские машины сейчас можно даже быстрее, надёжнее и дешевле.
Это нормально, что за последние 2 года санкций мы не успели наладиться поставки запчастей из Китая так же хорошо, как за последние 30 лет из Европы. Но прогресс в этом плане идёт. Хочется отметить, что китайский автопром явно уже не повернуть вспять и все компании не закрыть. Да, какие-то автомобили после схода с конвейера будут сразу же отправляться на свалку, а какие-то - только через 10 или 20 лет.