- Нет «смягчающих обстоятельств», когда речь идет о мятеже против своего суверена.
- Если только вы не победите.
Торанага внимательно поглядел на него. Потом громко рассмеялся.
"Сёгун", Джеймс Клавелл
Завершаю марафон Литературная география от @bibliography
Клавдий Птолемей первым предложил математически точную концепцию географической широты и долготы, однако, если широту можно было вычислить по солнцу и звездам (Земля не меняет наклон оси), то с долготой были проблемы (она же вертится вокруг этой оси).
"- Придумай, как определять долготу, и ты станешь самым богатым человеком в мире", - говорил учитель нашего героя, Джона Блэкторна, в мореходской школе.
Единственным способом долгое время оставались руттеры - дневники с подробным описанием маршрутов кораблей. На рубеже 16 и 17 веков на море все ещё царили испанцы, хотя непобедимая армада и была уже побеждена. И их новоиспечённые вассалы португальцы. Одним словом, католики. Голландцы боролись с испанской короной за независимость, не только политическую, но и вероисповедания. Англичане, воодушевлённые успехами елизаветенских каперов, сотрудничали с ними в надежде уничтожить испанского спрута, охватившего щупальцами весь земной шар.
Как иронично, не правда ли? Мы видим Англию, ещё не ставшую империей, а боровшуюся против империи. Из ненависти к одной империи рождается другая. Убить дракона так сложно, потому что свято место пусто не бывает. Кому-то же нужно спать на золоте.
В этих сложных обстоятельствах английский капитан Блэкторн, нанявшийся к голландцам, которые смогли раздобыть португальский руттер в Японию через Магелланов пролив, оказывается всё-таки на японских островах. Немного помятый, потому что Тихий океан не изволил соответствовать своему названию и буквально выплюнул голландский корабль в страну восходящего солнца.
За здоровье Блэкторна поднимем первый, с позволения сказать, коктейль. На самом деле, это просто офицерский способ пить крепкий алкоголь. Низшие чины британского флота пили ром. Офицеры - розовый джин - просто джин в стакане, омытом ангостурой (6 капель в стакан и катаем по стенкам, остатки сливаем и наливаем охлаждённый джин).
Блэкторн попадает в Японию не с парадного входа. Для того, чтобы иноземцам было неповадно здесь бывать, местный феодал, даймё, Ябу, устраивает показательную казнь одного из голландских моряков. Так начинается долгое приручение строптивого. Жизнь в Японии тяжела и довольно кровава, от хаоса общество удерживает строгий свод правил и питающих их идеалов, которые входят в прямое противоречие с правилами и идеалами Блэкторна. Но в ночь казни мы видим, что и японцам не всегда легко даётся жизнь в Японии.
Прекрасная куртизанка Кико вспоминает уроки мадам: легко думать о плохом, сложно думать о хорошем, но это их основное искусство - обращать внимание на мимолетную красоту мира, который ты можешь оставить в любой момент, по своей воле или нет. Она раскрывает аккуратно апельсин, так что кожура и дольки образуют соцветие. Высокомерный самурай, плененный этой красотой, принимает игру, постепенно съедая дольки так, чтобы получились новые красивые конфигурации. Эта сцена одна из самых волнующих в книге, а в ней немало волнующих сцен.
Блэкторн наконец попадает к одному из главных даймё в стране, Ёси Торонаге, одному из пяти регентов при малолетнем наследнике тайко, предыдущего военного правителя Японии (император Японии уже несколько сотен лет - номинальная фигура, находящаяся в заложниках военной хунты). Он все ещё пленник и хочет продать свои знания в обмен на свою жизнь и корабль. Он рисует Торонаге карту мира в проекции Меркатора - "как кожура апельсина". Большое повторяет малое. Это ещё одна очень сильная сцена - европеец рассказывает правителю земли богов, как она мала в масштабах мира, и как мир этот уже поделен весь другими правителями.
Но Торонаге пока приходится беспокоиться о более насущных проблемах. В совете регентов раскол. Торонага слишком силен, его хотят отстранить от власти. Он выбирает стратегию. Блэкторн упоминает о борьбе голландцев с испанским владычеством. Торонага возмущен мятежниками. Но Блэкторн замечает, что мятеж против сюзерена простителен, если ты победишь. Ещё одно из ключевых соображений в книге.
Почему предыдущий военный правитель, выходец из крестьян, Накамура, узурпировав власть, окончательно обесправил родное сословие? - размышляет деревенский староста, бывший когда-то его воином. Стратегия ясна. Открыть дверь наверх, забраться туда, а потом дверь запереть и выбросить ключ. У самураев есть чувство сословной верности, а у крестьян нет. "Я японка, христианка, да. Но прежде всего - самурай" - говорит Марико. Крестьян специально взрастили в иной парадигме. А Накамура отнял у них право вооружаться. Но его наследники хотят отнять еще одно древнее право - принимать титул сегуна только представителям трех старинных самурайских родов.
В лице Торонаги мы видим стремление к реставрации власти древнего самурайского рода, в каком-то смысле - возвращение самурайской этики. Которая потом будет зацементирована почти до конца девятнадцатого века как превалирующая. Возможно, она до сих пор зацементирована в душе каждого японца?
Блэкторн ненавидит японских зверей, которые не чувствуют боли и холода, пытают пленных и не боятся смерти. И он всё-таки восхищается своим врагом Ябу, готовым на все ради долга (и своего плана обретения независимости в этой игре престолов), когда они спасают Родригеса.
Торонага не сказать чтобы с самого начала целенаправленно шел к верховной власти, но никогда не упускал момент приблизиться к ней, невзирая на все противоречивые моменты своей бурной биографии, когда в очередной раз уже казалось, что все пропало. Однако план на случай "малинового неба" (шифр для ситуации убийства или пленения Торонаги, запускающей механизм войны) был подготовлен задолго до его реализации, годами в пятидесяти провинциях тщательно возделывались ростки мятежа.
"Господин Торанага — самый терпеливый человек в стране." - многозначительно замечает вдова тайко.
Но вообще вся книга в каком-то смысле это размышление о ценности жизни. Сталкиваются две парадигмы. Гуманизм Блэкторна и бусидо Торонаги. Что важнее, жить счастливо или правильно? Страшно ли умереть или страшно умереть без чести? Ябу приготовился к смерти, глядя на приближающийся прилив, Бунтаро сидит на пристани и смотрит на уходящий корабль со своим сюзереном и женой, готовясь к сэппуку, чтобы наконец смыть с себя весь позор этой жизни и приступить к новой... Вот и Андзин-сан готовится умереть, чтобы вырваться из страны восходящего солнца, страны восьми островов, страны тысячи осеней, страны пышных рисовых побегов, страны, где "можно жить только рискуя жизнью, обрекая себя на гибель". Это карма, просто карма, рассуждает Торонага, что, как не карма, заставило умереть их бога на кресте...
Почему у японцев такие близкие отношения со смертью? Может, из-за того, как часты землетрясения и тайфуны на земле богов? Не говоря о болезнях, неурожаях, междоусобных войнах, которых вдоволь было везде. Когда каждый день готовит тебе какой-то новый изощрённый способ смерти - умереть по своей воле становится привилегией. Ты больше не игрушка в руках богов, ты делаешь то, что должен и сам выбираешь момент, когда больше не способен это делать.
Но Торонага потому и стал сёгуном, что никогда не торопился умереть, у него было много дел на этой благословенной земле. Однажды тайко спросил его, почему он не хочет вернуть в свое владение землю с фамильным храмом ками войны. "Храм - это только храм, и ками войны, как известно, никогда не остаются навечно ни в одном из святилищ," - отвечает Торонага. Ему виднее, ведь ками войны всегда при нем.
В честь нашего сёгуна поднимем бокал с японским твистом на мандариновый рассвет: смешаем в шейкере со льдом 20 мл сладкого белого вермута, свежевыжатый мандариновый сок 50 мл, а вместо лимончелло - сакэ с одзу 30 мл.