Когда ребенок работает самостоятельно, меня это радует. Я понимаю, что процесс постановки целей, умение брать на себя ответственность за сделанное - запущен.
В начальной школе я задание на дом считаю закреплением навыков, полученных в школе, но при условии контроля со стороны родителя, то есть чтобы навык закреплялся правильно, а не как придется.
Дети постарше, разумеется, работают сами, и это один из шагов к успешной учебе.
Но многие дети, будь то начальные классы или старшие, домашнее задание не делают и придумывают разнообразные отмазки, которые, на их взгляд, выглядят очень виртуозно, и учитель обязательно должен проникнуться сложной ситуацией, которая возникла у ребенка.
Итак:
1. «Вы нам ничего не задавали!» Первые доли секунд могу даже поверить, если с урока на урок не переформатировалась. Но тут же из задумчивого состояния выводит голос какого-нибудь ученика, который обязательно прояснит обстановку, скажет, что и когда задавали.
Конечно же, это и в электронном дневнике записано.
Отсюда вытекает вторая отговорка.
2. «Ой, у меня вчера электронный дневник не работал!»
Могу поверить, такое бывает. Но у большинства сохраняется и бумажный экземпляр дневника - не записал, значит решай проблему по-другому. Например: позвони одноклассникам или мне, сам не можешь, это могут сделать родители.
3. "Меня не было" - это классика! Некоторые дети до сих пор наивно полагают, что это действует!
Не действует!!! Это знают дети и родители, всем неоднократно повторяется, кому на уроках, кому на родительском собрании, что пропуск - это не повод не учиться. Есть электронный дневник, одноклассники, ну и учитель всегда в зоне доступа.
4. «Сделал, но забыл тетрадь дома!» Что уж тут поделать, принесешь завтра, покажешь. В любом случае, я понимаю, что задание будет выполнено и за вчера и за сегодня.
5. «Я делал, но забыл его!» Обычно это устные предметы, где дело касается пересказа, чтение наизусть, с выражением. Тут проще, если делал, то в голове, хотя бы что-то осталось, можно задать наводящие вопросы, спросить о чем, и естественно, спросить на следующем уроке.
Что делать в результате?
Если это происходит регулярно, нужно постараться выяснить причину, с чем это связано, и поставить в известность родителей. Если такие оправдания встречаются эпизодически и у разных учеников, то выводы о том, что ученик врет, делать не стоит. Сразу начинать читать нотации тоже не вариант, а тем более ставить двойку. Можно просто напомнить о правилах, установленных в вашем классе, а также о способах решения проблемы, если она возникла.
И, конечно же, понять и простить!
Знакомые ситуации?