Прочтение книги "Общага-на-крови" Алексея Иванова и просмотр еë экранизации "Общага" 2020 г (реж. Роман Васьянов) вдохновили меня на мысли о переплетении кинематографа и реальной жизни. Почему именно эта книга и этот фильм? Одна из главных героинь романа, Нелли, говорит о том, что она верит в Бога как в писателя, который сочиняет судьбу человека как книгу. А книга должна быть интересной. И поэтому то, что люди считают грехом - не более, чем закономерный поворот сюжетной линии.
В понимании Нелли, Бог - писатель. Но если жизнь - это произведение искусства, то больше кино, нежели книга. В литературе у каждого произведения есть Бог - его автор. В киноиндустрии фильм создают много людей: начиная от сценариста, заканчивая художником-постановщиком. Так и жизнь слагается всеми нами. Но судьбы пересекаются непредсказуемо, как в артхаусе.
Моя теория такова. В реальности люди, как и в кинематографе, делятся на сценаристов, режиссёров, продюсеров, актеров и массовку.
Сценаристы сами прокладывают себе дорожку. Они буквально её сочиняют и идут по ней уверенно, без лишних колебаний. Им не страшен людской суд.
Режиссёры пытаются воплотить в жизнь стереотипы, придуманные обществом. Отклонение от норм тревожит. При этом не меньше тревожит прозябание, жизнь по канону. Поэтому режиссёры извращаются как могут, но ровно до той страшной для них грани, где их могут осудить.
Продюсеры, как и режиссёры, боятся линчевания, но для того, чтобы угождать, им не нужно прилагать нечеловеческие усилия. Достаточно копировать успех. Однако это совсем не обесценивает их заслуг. Кто-то должен возложить на себя обязанность довести до ума то, что не смогли режиссёры-экзистенциалисты.
Актёры больше всего озабочены общественным признанием. Причем делают они это так, чтобы не оставалось сомнений, что они молодцы. При этом может хромать личное восприятие себя - это не важно для актёров. "Шуты" пренебрегают собой, глотают страдания и наделяют их смыслом за неимением другого. Как то: "мне больно, следовательно, я существую".
Массовка тщетно пытается пробиться на первый план. Это бойцы без побед. Второсортники отчаиваются, но в отличие от актёров, обрушивают злобу не на себя, а на мир. Они думают, что он к ним несправедлив. А это от простоты. Ведь сложность возникает там, где человек большой, а эти люди маленькие.
Обратимся к "Общаге-на-крови". К тому, чего вы не найдете в фильме, но крайне важно. Безусловный резонер, названный Отличником, на протяжении всей книги чувствует свою беспомощность перед сложностью бытия, перед "бесконечной Вселенной со спиралями далёких галактик, пылающими кострами квазаров, облаками лучащегося тумана и залпами сверхновых". Зерно сомнения посадила в его голове общага. Она подсказывает ему, что истина в простоте. Именно эту простоту выражает его возлюбленная Серафима. Она ясно показывает, что от простоты мир не перестает быть интересным. Становится ясно, что можно жить интересно и без сложностей и грехов. Все так красиво прописано в диалогах. Однако конец печальный: Отличник вспарывает вены в общажном туалете - как раз от осознания своей беспомощности. Выходит, все-таки мир сложен? Думаю да. И он не может быть написан одним человеком, как утверждала Нелли (и не только она) . Мы скорее в кино или, если верить Шекспиру, в театре. Но не в книге. Мы в артхаусе.