Найти в Дзене
Записки артистки балета

Выпускной. «Ацис и Галатея» М.Фокина. Из воспоминаний М.Н.Горшковой.

В начале марта 1905года Фокин начал ставить для выпускного свой первый балет «Ацис и Галатея» на музыку Кадлеца. С этого балета он начал свою балетмейстерскую работу. Работать с ним, как с художником, было одно удовольствие. Он был одарён богатой фантазией и музыкальным вкусом. Необыкновенно музыкальный и ритмичный. Благодаря тому, что он был отличный танцовщик, он очень красиво показывал. Все его движения до педантичности были связаны с музыкой. Иногда движения рук, ног и поворот головы чуть отвечали требующей ноте, и не только фазе. Воспитавшись на его методе работы, с другими художниками балетмейстеру было труднее. Он был очень требователен, сердился, а подчас был и грубоват, но за свой талант был любим и никто не представлял себе, как бы он мог рассердиться на Фокина. Слово его было законом. Уважаемым он был всеми, и обожаем нами, женщинами, как талантливый художник.

М.М.Фокин
М.М.Фокин

Итак…, собрав нас всех участвующих, он рассказал содержание балета и что от кого потребуется, и началось.

Исполнители были: Глатея - вос-ца [воспитанница] Горшкова, Ацис – восп-к [воспитанник] Ф.Лопухов, Одноглазый Циклоп – вос-к Облаков, Гименей – восп-ца Смирнова, Амур – вос-ца Лид.Лопухова.

Вацлав Нижинский не был выпускным, но был выделяем своим выступлением среди танцующих Фавнов и обнаружил свой талант. До выпуска ему было два года. Работа с нами у Михаила Михайловича первая, и может быть трудная, т.к. материал был разный, и выбор не очень большой, и не отвечал его требованиям. Но всё же у меня было прекрасное adajio, в pas de deux с Ф.Лопуховым. Красивый выход, очень красивый вальс, но были видны руки во всём, и очень музыкально художественно с хорошим вкусом поставлены были вариации у меня, Смирновой и Лопуховой. Танец фавнов был очень интересен, благодаря участию Вацлава Нижинского произвёл фурор. Всё было интересно и по рисунку, и по замыслу. Мимическая сторона прошла очень удачно и всё прошло хорошо.

Кроме балета «Ацис и Галатея» на экзаменационном спектакле шёл ещё балет «Парижский рынок» для выпускных учениц класса К.М.Куличевской и дивертисмент, в котором Фокин поставил Ел.Смирновой и Георг.Розай Polka petit муз. Штрауса. Мне дал Petit corsair из балета «Корсар». По классу теории балетных танцев преподавателем был Н.Сергеев. Дал нам, Смирновой, мне и Нижинскому, Pas des trois из бал[ета] «Голубая георгина». Это записанное па мы должны были сначала прочесть, показать ему, как мы понимаем записанное, а потом репетировать. Это Pas des trois имело огромный успех у публики. Все трое мы хорошо танцевали, все вариации были подобраны к нашим индивидуальностям, как у Смирновой, так у меня и у Нижинского. Сохранившаяся у меня рецензия об этих спектаклях небезинтересна и критика так же. Первый спектакль был 10 апреля в Михайловском театре, а генеральная репетиция и второй [спектакль] – 20 апреля в Михайловском театре.

М.Н.Горшкова
М.Н.Горшкова

Вот что писала газета «Русь».

Сцена.

Экзаменационный балетный спектакль в Мариинском театре привлёк многочисленных родственников и поклонников разных степеней родства и привязанности, настроенных солидарным добродушием. Опыт бесплатного спектакля показал, что в подобном случае полный сбор можно считать обеспеченным. Были представлены два одноактных балета: «Парижский рынок» и «Ацис и Галатея» и дивертиссемент. «Парижский рынок» шёл в постановке г-жи К.М.Куличевской и в исполнении её воспитанниц. Балетмейстерские и учительские достоинства г-жи Куличевской оказались весьма высокого достоинства.

Две вещи её собственного сочинения: вальс на муз. Бильзе и «Шопот цветов» на муз. Блока задуманы и выполнены умело и со вкусом. В-цы [воспитанницы] Соболева и Фёдорова показали хорошую, заботливую школу, танцевали спокойно, ровно и красиво, украсив труды учительницы молодостью и грацией. В-ца [воспитанница] Гиммельман заявила себя приятной исполнительницей на жанровые амплуа, оживлённой и непринуждён-ной. Новые декорации и костюмы балета не претенциозны, не роскошны, но художестве-нны. «Ацис и Галатея» поставлен г.Фокиным; наиболее ему удались последние вариации и очень интересны танцы и группы фавнов. Из воспитанниц выделились Горшкова и Смирнова, в особенности первая, щедро одарённая природной элегантностью и пластичностью. Смирнова была очень весела в польке-пиччикато. Подаёт надежды воспитанница Бараш. Воспитанник Нижинский имел большой успех за высокие прыжки и быстрое верчение, проделывая их с должным изяществом, без признаков акробатичности. Молодому артисту можно с уверенностью предсказать будущие балетные лавры.

В.Нижинский
В.Нижинский

Петербургская газета.

Полный зал Мариинского театра доказал, как и следовало ожидать, что наша публи-ка интересуется юными силами балета. Шло то же,что и на репетиции: «Парижский рынок» и «Ацис и Галатея», а затем дивертисмент, из которого были выкинуты неудачные номера, а неудачи сглажены. Воспитанница Соболева (класс г-жи Куличевской), исполнившая главную роль в «Рынке», не понравилась и общей публике. Игра её заученная, не рельефная, движения робкие. В pendant к ней и юный «народ» во время мимических сцен не знал, куда ему деться и что делать. В-ца Соболева сумела загладить невыгодное впечатление лишь в дивертисменте, в старинном pas de six из «Эсмеральды», на этот раз прошедшем гораздо удачнее. Вальсы муз. Бильзе, и другой – в дивертисменте «Шёпот цветов», оба поставленные г-жою Куличевской, очень понравились публике, последний был даже бисирован. Они поставлены оригинально и с красивыми узорами. «Ацис и Галатея» в постановке г.Фокина для учениц его класса тоже шёл лучше. В-ца Горшкова избавилась от смущения перед начальством и показала очень хорошую школу. Она, и весь класс г.Фокина – ученицы П.А.Гердта. На этом балете сосредоточивался главный интерес спектакля. В-ца Горшкова – настоящая танцовщица. Пожелаем её ещё раз стремиться быть похожей на Рославлёву, которую она и теперь напоминает. Она танцует мягко и законченно. Играет осмысленно для воспитанницы. Среди прочих танцовщиц выделяется в-ца Барраш, которой почему-то не дали отдельной вариации. Недурной кавалер – в-к Лопухов, но пока не изящный. Вообще, руки и отсутствие игры, - слабые места выпускаемых.

Газета «Слово».

В воскресенье 10-го апреля мне пришлось быть в Мариинском театре на балетном спектакле учащихся в театральном училище. Весело было смотреть на молодёжь, выступаю-щую на арену артистической деятельности. Как хотите, а молодость – это такой драгоцен-ный талант, который невольно подкупает к себе. Какая масса жизни, одушевления! Пусть молодёжь эта недостаточно искусна, пусть движения её угловаты, подчас не гармоничны, - но за то какой богатый родник жизненных сил, какая вера в своё искусство, какие раду-жные надежды окрыляют эти молодые существа! Нет, как хотите, а молодёжь имеет свои конституционные права, - и наш священный долг перед ней: не задерживать очереди – отзвонил и с колокольни долой. У купцов есть мудрое правило: сам нажил – и другому дай нажить. К сожалению, правила этого не придерживаются в артистическом мире вообще, и в балетном мире в особенности. Наши балетные старушки не обладают достаточным благородством чувств, чтобы своевременно решиться на переход от деятельного «vivre» - к благожелательному «laisser vivre». В результате вянет в бездеятельности полная сил молодёжь – и лишается заслуженного покоя безсильная старость.

В балете «Парижский рынок» я любовался групповыми танцами молодёжи. Особенно хорош был «Valse», поставленный профессоршей г-жей Куличесвской для своих учениц – очень интересная композиция выполнена была с одушевлением, искреннею весёлостью и изящною грациозностью. Очевидно, г-жа Куличевская поставила в основу своей профессорской программы – изящество и воздушность танцев. К сожалению, «материал» достался ей не особенно подходящий для такой программы. Девицы театрального училища оказались, в большинстве своём, такими откормленными, упитанными, а посему и грузными особами, что только молодым их силам доступны эволюции с значительным «прибавочным весом». Можно опасаться, что в составе труппы они совсем «расплывутся». Впрочем, театральное начальство поступает весьма предусмотрительно, усилен-но подкармливая подростков в училище, ибо ему известно, что потом всю жизнь им при-дётся жить впроголодь.

Из отдельных исполнительниц выделилась г-жа Мацкевич в роли Коломбины. При счастливой внешности, она обнаружила большое изящество и лукавую грациозность. Ве-ликолепен воспитанник Нижинский, обещающий дать нам молодого ловкого танцовщика, на смену зело отяжелевшим кавалерам нынешней балетной труппы. Лёгкость г.Нижинского – прямо поразительна, и если он сохранит её, придя в зрелый возраст, то это будет огромным приобретением для нашего балета. Г-же Чупятовой, выступающей в роли Жоржеты, надо воспользоваться остающимся сроком пребывания в училище, чтобы посидеть на пище св. Антония: нельзя так загромождать собою сцену. Г-жа Соболева, выступившая в роли балерины, по-видимому, не располагает особыми данными, и едва ли перешагнёт за предел «полезности». В балете «Ацис и Галатея» мы познакомились с г-жею Горшковой, обещающей хорошую солистку в жанре г-жи Карсавиной – стройную, изящную и грациозную. Бесподобна была маленькая в-ца Лопухова в роли Амура. В дивертисменте выделились г-жа Гор-шкова, г. Нижинский и Лукьянов и г-жа Гиммельман. Особенно понравилась «Polka piccicato», сочинённая г.Фокиным, и прекрасно выполненная г.г. Смирновой и Розай.

В итоге приходишь к заключению, что даже посредственная молодёжь лучше высоко-талантливых старушек. Но, судя по существующим порядкам, «печально я гляжу на молодое поколенье»: его «грядущее» - пребывать «у воды» и сдерживать свой юношеский пыл, которого так не хватает поблизости от рампы. Впрочем, может быть, «эта справедливость», приближающаяся к нашей обители, осветит и «тёмное царство» нашего казённого искусства. Тогда, пожалуй, и театральной молодёжи повеселее будет жить на белом свете. Но Улита едет, когда-то будет.

Сцена из балта "Ацис и Галатея"
Сцена из балта "Ацис и Галатея"

Газета «Петербургский листок»

Мариинский театр.

Первый публичный экзаменационно-выпускной балетный спектакль.

Вчера, 20-го апреля, со сцены нашего храма Терпсихоры повеяло вдруг свежестью, молодостью, юным дарованием и надеждой на хорошее хореогрфическое будущее. Цветник этот составили вчера старшие, а также выпускные воспитанницы нашего театрального училища по балетному отделению (которым русские балетоманы, кстати сказать, имели полное право гордиться и кичиться десятками лет), выступившие впервые на суд публики, переполнившей зрительный зал снизу доверху. Тут были даже старейшие балетоманы, которых давно не видели мы в Мариинском театре.

Для, так сказать, переводной в следующий класс переэкзаменовки старших воспитанниц и воспитанников дали старинный (шёл в первый раз в 1859 году) балетец «Парижский рынок», памятный мне по прощальному бенефису М.К.Андерсон. Из экзаменовав-шихся в нём будущих танцовщиц «благодарный» материал обнаружили из целого сонма воспитанниц m-lles Соболева I-ая, Фёдорова, Домерщикова, а из воспитанников г.Нижинский, заявивший себя блестяще в качестве классического танцора. Он со временем будет, несомненно, достойнейший заместитель г. Гердта. Лучшей похвалы, думаю, сделать трудно.

Для выпускных, теперь уже артисток, возобновили балетец «Ацис и Галатея». Его не следует смешивать с другим серьёзным балетом того же названия, шедшим в 1828 г. с балериною Истоминой. В этом-то балетике и появились будущие, звёзды и звёздочки нашего хореографического небосклона. Во-первых, m-lle Горшкова. Сколько грации, неги, бархатистости и благородства в движениях! Дебютантка покорила всех и имела шумный, вполне заслуженный успех. Затем идут m-lles Смирнова, Бараш и Константинова. Одна лучше другой! Бараш выделяется, кроме того, тоже очень сценическою внешностью – даже можно сказать – красотою. Что же касается ещё двух дебютанток, m-lles Балдиной и Вельс, то обе они привели бы наверное в неописуемый восторг не только Ван-Дейк, но и самого Рубенса. По экстерьеру будут украшением любой «сцены» и любого «табло». Как танцовщицы, они тоже понравились, хотя не думаю, чтобы из них могли выйти воздушные прима-балерины. В общем, все эти шесть дебютанток с m-lleГоршковой во главе будут украшением нашей балетной сцены.

Необходимо также отметить и крошку m-lle Лопухову: танцевала она «па» Амура премило и вообще обещает очень и очень много.

Я могла бы привести ещё несколько рецензий об этом спектакле. Они почти все пишут в одном стиле и схожи по содержанию. М.М.Фокин, к сожалению, был отмечен не очень интересно, как балетмейстер. Петербургская газета писала, что на этом балете («Ацис и Галатея») сосредоточился главный интерес спектакля. Ещё в журнале «Новое время» А.А.Плещеев дал такой отзыв об этом спектакле. "Для класса Фокина (бывший П.А.Гердта) поставили «Ацис и Галатея» муз.Кадлеца, [..] г-н Фокин дал красивые группы в pas d`en-semble и интересный танец Фавнов. Заглавную роль исполняла выпускная в-ца Горшкова – это строго классическая танцовщица без особого блеска, но с известною художественностью исполнения. Играла она осмысленно и будет хорошим приобретеньем для сцены. Её жанр напоминает Рославлёву и ей стоит учиться, чтобы приблизиться к этому идеалу. Она имела успех вполне заслуженный. Ученик Облаков недурно играл Циклопа, а в-к Лопухов танцевал с в-цей Горшковой довольно хорошо, но выделялся по сравнению с ней отсутствием изящества и какой-то небрежностью". Очень мало было сказано Плещеевым о постановке.

Огюст Оттен - Галатея в руках Ациса - скульптура фонтана Медичи в Люксембургском саду в Париже
Огюст Оттен - Галатея в руках Ациса - скульптура фонтана Медичи в Люксембургском саду в Париже

«Ацис и Галатея» была самая первая работа М.М.Фокина и начало его художественной деятельности.