Существуют разные причины такого поведения. Это могут быть особенности воспитания и семейной системы,психологические особенности, а может влиять и социокультурный фактор. Давайте остановимся на этом поподробнее.
Социокультурный фактор.
С раннего детства на нас влияет не только атмосфера в семье, но и окружающий социум — культура, литература, разговоры. Сказки, которые нам читают, и беседы, которые мы слышим в детских садах, на улице или в гостях, формируют наше восприятие. И то, что происходит в семье, также часто является отражением влияния окружающего мира на наших родителей.
Рассмотрим магическое мышление как элемент социокультурной среды
Раньше люди избегали похвалы детей из-за страха накликать беду. Любое упоминание о чём-то хорошем или мысль могла пробудить злых духов, которые готовы навредить. Было даже поверье, что злые духи выжидают любую возможность для козней. Они радуются нашим несчастьям и огорчаются успехам, поэтому люди стараются умалчивать о своих достижениях и говорить о бедах, дабы умилостивить этих духов.
По этой логике, похвала ребёнка может обернуться для него серьёзной угрозой. Например, в средневековой Руси детей иногда называли "Дурак", не из-за веры в их ограниченные способности, а чтобы обвести вокруг пальца коварную судьбу.
Не смотря на то, что большинство современных людей не верят в злых духов, социокультурный контекст оказал влияние на человека и передает знание на уровне невербалики из поколения в поколение. Люди интуитивно ощущают, что открытая похвала ребёнку может привести к беде, не задумываясь о причинах, просто полагаясь на свое ощущение.
Гордыня
Другая причина характерна для воцерковленных людей, которые, в отличие от первого случая, исходят из очень четкой логики. Если хвалить ребенка, то он станет высокомерным, заносчивыми, а гордыня — страшный грех. Зато смирение — великая добродетель. Поэтому, чтобы ребенок проникся смирением, его нужно всячески стыдить. Тогда ребенок захочет исправиться — и начнет совершать «правильные» поступки.
Конечно, это искаженное трактование христианства, но такое восприятие встречается в некоторых семьях.
Психологические причины
Перфекционизм
С культурной точки зрения, общество часто внушает нам, что нужно стремиться к успеху, быть лучшим из лучших и что без достижения мы несовершенны, такими нас не принимают. В итоге неудача — это что-то постыдное.
С психологической стороны, перфекционизм часто уходит корнями в детские установки. Если ребенок не получал нужного внимания, понимания и сочувствия от взрослых, он мог возложить вину на себя, решив, что не был достаточно хорош. Дети склонны видеть себя в центре всего происходящего. В их восприятии, они становятся причиной всех событий: если мама постоянно ругается с папой, значит, он плохо себя ведет, если мама папа задерживается на работе — недостаточно хорошо учится. Так рождается стремление быть идеальным, чтобы заслужить хорошее отношение, но это чрезмерно высокая планка, которую невозможно достичь. И когда ребенок становится взрослым и самим родителем, он начинает передавать своим детям эту же идею: «достигни совершенства, чтобы заслужить любовь». Таким образом, перфекционизм переходит из поколения в поколение.
Тревожность родителей
Человек с таким складом ума живет в постоянном ожидании неприятностей и невзгод. Он стремится держать все под контролем, включая жизнь своих детей, в деталях и нюансах. Это приводит к бесконечным замечаниям, нареканиям и критике. Они не склонны хвалить детей, ведь похвала прилагается лишь к чему-то выдающемуся, а если все идет по плану, то, по их мнению, все в порядке. Если ребенок принес домой отличную оценку, похвалы нет, ведь это и есть ожидаемый результат. Но если он получил чуть ниже, сразу возникает вопрос: "Почему не наивысшая оценка?". Такие родители редко хвалят детей, опасаясь, что это может ослабить их стремление и стать причиной проблем.
Какие последствия, если нет похвалы?
Чтобы лучше понять особенности воздействия этих факторов на человека, давайте обсудим такую концепцию в психологии, где есть "внутренний ребенок", "внутренний родитель".
"Внутренний ребенок" - это наш эмоциональный мир, наши чувства и воспоминания о детских переживаниях. Во взрослой жизни мы иногда реагируем на события так, как будто мы снова малы, потому что в нас оживают те же самые эмоции, что и в детстве - гнев, страх, надежда. Мы можем и не помнить конкретные события, но эмоции остаются с нами.
"Внутренний родитель" - это воспоминания о способах общения с нами взрослых, значимых в нашем детстве, будь то родители, учителя или близкие. В нашей памяти хранятся не только слова, которые они говорили, но и эмоции, с которыми эти слова были сказаны, и отношение к нам как к детям.
"Внутренний родитель" может проявляться в различных ситуациях, напоминая нам о подобных моментах из детства. И мы начинаем видеть себя глазами этого "родителя".
У некоторых "внутренний родитель" может быть контролирующим и подавляющим, что особенно заметно, когда мы сталкиваемся с трудностями. В такие моменты мы можем говорить с собой жестко: "Возьми себя в руки! Делай что хочешь, но доведи дело до конца! Не смей жаловаться!". Эти слова - отголосок из детства.
Если же "внутренний родитель" заботлив и поддерживающий, то и общение с собой будет другим: "Не переживай, в следующий раз всё получится. Давай посмотрим, что можно улучшить, я тебе помогу". Это позитивное отношение помогает преодолевать трудности без изнурительных усилий.
Вот почему так важен этот психологический экскурс: если ребенка не хвалили в детстве, в его подсознании может формироваться подавляющий "внутренний родитель". И в сложные моменты этот "родитель" будет пробуждать старые раны и причинять боль от ощущения никчемности. А когда у такого человека появятся дети, он будет взаимодействовать с ними так же, как его "внутренний родитель" подсказывает.