Начало – перед этим опусом - https://dzen.ru/a/Zvqlx0mBtihAPULl
20.09.2024 20:56] Петр Либияйнен: Василий дружище, хочется побыстрее закончить Афганскую тему, хоть и прошло более 40 лет, она по-прежнему болью отдаётся в моём сердце. Много было пережито, научился разбираться в людях.
О НАГРАДАХ И БЮРОКРАТИИ В АРМИИ тех времён
[20.09.2024 21:05] Петр Либияйнен: Ещё раз о военной бюрократии. Многие гражданские лица, всегда думают, если герой СССР, значит совершил какой-нибудь подвиг, как они заблуждаются. Во времена СССР давали это высокое звание по разнарядке.
В Афганистане до нас, это звание получили: Командир АП, Зам командира АП, в 1983 - 1984 год, пришла разнарядка на Зам. Командира ВЭ по политической части. Начали выискивать, мало кто на этой ответственной должности ещё летал на боевые задания.
Выбор пал на нашего к-на Лёню Белицкого, он одновременно следил за выпуском фотогазет, распределял не часто достающиеся дефицитные товары как Магнитофоны, Раритетные подарочные книги и т. д.
Он был один из всех летающим замполитом ВЭ на боевые задания. В начале 1984 года вся ВЭ знала, что на Лёню написано представление на Героя СССР., многие и я, говорили ему, разрешите постоять рядом с будущим Героем СССР.
ВЫСАДКА ДЕСАНТА В ГОРАХ
[20.09.2024 21:55] Петр Либияйнен: В конце августа 1984 года, проходила операция недалеко от Кабула, всего в 40 км. Начинали с северного ущелья, каждый день высаживали десант, но особого сопротивления противник не оказывал, однажды высадили десант в долине посреди огромного стада баранов, бедный пастух метался от одного вертолёта к другому.
В один из дней при высадке десанта, молодой лётчик при попадании в пыль не справился с посадкой и перевернул вертолёт на правый бок, не из нашей ВЭ. Наш инженер не растерялся и сразу снял с опрокинутого вертолёта, подкосы к основным стойкам шасси.
[20.09.2024 22:18] Петр Либияйнен: Наступает 27 августа 1984 года, Бог хранил нашу ВЭ почти год шли без людских потерь. Мне необходимо сменить Юру Солодкого в Гардезе. Вылетаю в 8 часов утра, и мой маршрут сначала в Газни, высадить пассажиров и далее в Гардез.
Мой ведомый Неклюдов, заболел, мне дали молодого Павла Корчагина, с ним мы вылетели. Нам на встречу два вертолёта, первый м-ра Герцева, я спросил: "Как отработали?", - он что-то буркнул, я не разобрал.
Помню первую посадку на самую вершину хребта, прошёл бросил дым шашку, определил ветер, разглядел два пенька от срубленных сосен, небольшой свободный бугорок, 3 на 3 метра, и попробуй приземлить вертолёт.
На этой высоте воздух разряжён, думаю использую длину хребта, хоть какой-то экран не плюхнусь сразу вниз. Загасил скорость до 50 км., шаг почти весь выбран, и крадусь к этой, если можно назвать площадке, до вторачиваюсь против ветра. Едва колёса касаются пеньков, зажимаю тормоза, вертолёт хочет наклониться вперёд в пропасть, удерживаю в воздухе переднее колесо. Ручка на себя взята полностью Лопасти стучат по упорам, что не желательно, кричу выкидывай воду, и продукты, всё летит вниз по склону. Пустой вертолёт, пилотировать чуть легче, отрываю основные колёса и вертолёт пустой 12 тонн летит вниз с набором скорости.
Две, три посадки в день, и мокрый до трусов, мало удовольствия, но надо, народ голодный воевать не может. И все эти испытания на нашу голову, мой Юра Солодкий тоже садился на эту верхотуру с продуктами и водой.
ЗАВЕРШЕНИЕ ОПЕРАЦИИ
[21.09.2024 13:49] Петр Либияйнен: Привет из Тампере! Василий дружище, наступает 28 августа, следующий деть после завершения операции возле Кабула, у посёлка Катай-Ашру. Немного пред истории, после зачистки северных ущелий, оставался последний с посёлком Катай-Ашру. Духи по своим каналам довели до нас, что бесплатно этот посёлок не отдадут.
Мы всерьёз это не приняли, а началась операция как обычно, подкатили поближе пушки и Грады, постреляли. Следующий этап, заходят Су-17 из Баграма, отбомбились и домой. Следующий этап опять из Баграма приходит группа Су-25, для подавления не уничтоженных средств ПВО.
И тут началось, Су-25 попадают под сильный обстрел, многие самолёты не в состоянии дотянуть до Баграма, из-за огромных пробоин на плоскостях, падают на полосу к нас в Кабуле.
КАК МНОГО ЗАВИСИТ ОТ КОМАНДИРА
Здесь бы руководителю всей операции и нашему полководцу Серебрякову, задуматься, что-то пошло не по плану. Не подавлены средства ПВО, необходимо возобновить работу «Градом» и пушками по вновь выявленным средствам ПВО и уничтожить, подавить их.
Но наш новый великий полководец Серебряков, пустая голова, принимает решение на высадку десанта силами нашей 3ВЭ, всем составом. Высаживали под сильным огнём ДШК противника, экипажи с подбитых вертолётов перебегали к исправным вертолётам.
После первой высадки десанта, половина вертолётов подбитых осталось на месте высадки в Катай-Ашру. Наш великий Серебряков, принимает решение на второй вылет и высадку десанта, во дурак. Думает наша страна на каждую операцию будет поставлять ему новую эскадрилью.
[21.09.2024 14:45] Петр Либияйнен: Был и третий вылет в составе трёх вертолётов, на десантирование. В их числе, был Лёня Белицкий. Вот что написано в книге Михаила Жирохова: «27августа 1984г. - боевая потеря Ми-8МТ, 3-я ВЭ 50-гоОСАП Кабул. Во время захода на площадку в 40 км. юго-западнее Кабула для высадки десанта попал под плотный огонь ДШК и был сбит. Машина рухнула с высоты 20-30м. В результате крушения экипаж и четыре пассажира погибли.
[21.09.2024 15:16] Петр Либияйнен: Услышав за стенкой шаги, он два раза выстрелил в комнату Серебрякова. Наш боевой Герцев, принял правильное решение, снова отправил Юру в Гардез.
Прилетев в Гардез, я спросил его, что случилось? Герцев сказал мне, что ты нужнее в Кабуле. Прилетев в Кабул, меня уже ждала группа инженеров, у которых в руках берёзовые колья и банки, точнее вёдра с маслом, загрузив всех в вертолёт полетел в Катай-Ашру.
То, что бросилось в глаза, никогда не забуду, перебита вся эскадрилья, разбиты главные редуктора, отверстия с кулак, теперь я понял зачем деревянные колья, чтобы заткнуть огромные отверстия.
Целый день инженеры пытались вернуть к жизни вертолёты, и я тут же перегонял в Кабул. Конечно, у всех лётчиков настроение было подавленное. Все переживали гибель экипажа Белицкого, правака Тувалского и борттехника Израйлит.
[21.09.2024 15:47] Петр Либияйнен: Но, это не все причуды Серебрякова, он ещё учудит под занавес. Через две недели прилетели к нам «заменьщики». Мы, как и нас год назад, тепло встретили лётчиков. Вывозили их втроём: Герцев, зам. Беломестнов и я.
[21.09.2024 17:14] Петр Либияйнен: За год много добавилось, весь Пандшер это очень много, Бараки, Гардез, Газни, Чари-Кар, Джабаль ус-арадж....После того подбили лётные книжки, сдали на склад: автоматы, пистолеты, броники, ЗШ такие тяжёлые неудобные, с ними не летали. Получили аттестаты, проездные документы, путёвки - кто хотел отдыхать.
Всех вывезли, со всеми рассчитались, осталось загрузить свои вещи в Ан-12, и подошёл наш день убытия. Этот урод Серебряков, делает задержку с отправкой, мотивируя предстоящей операцией, якобы новые ещё не готовы. Это настоящий урод, каких свет не видывал.
[21.09.2024 17:33] Петр Либияйнен: Командующий пожалел этого урода - не отправил в Союз, Юрка промазал, не смог пристрелить эту гниду, духи пытались перебить всю эскадрилью, и ему всё сошло с рук. Теперь этот мудак надумал воевать с двумя составами лётчиков Ми-8 - Большой конченный «муд…ло».
Делать нечего - полетели, всем составом, высадили десант в районе Гардеза, вернулись в Кабул. В Гардезе оставили пару, как обычно новых лётчиков. Вечером пришло печальное известие. В книге Михаила Жирохова написано: 23 сентября 1984г - боевая потеря вертолёта Ми-8 МТ, 3-яВЭ 50 ОСАП Кабул. Сбит огнём ДШК в районе н. п. Дарх, провинции Бараки. Экипаж погиб.
Прилетев в Кобрин, я не смог говорить, голос пропал. Целую неделю рассказывал новичкам, как надо летать, чтобы тебе духи в рот не нассали. Пролетая в Гардезе над ДШБР, показал огромный склад с деревянными ящиками, сегодня десятиклассники ходят в школу в Москве, в Питере, а завтра Афган, а ящики - гробы для них уже готовы. Пусть это звучит кощунственно, но это правда жизни.
Продолжение следует