Найти тему
Больше, чем ХАССП

Проблема №1. Оборудование и инженерная служба

Оглавление

Если у вас на производстве есть инженерная (техническая) служба, которая «дружит» с производством и поддерживает документы в порядке — я завидую вам белой завистью. И сразу прошу поделиться в комментариях, как вы этого добились. Но то, с чем мы сталкиваемся чаще всего, — это хаос и отсутствие записей. Это если с оборудованием всё в порядке. С учетом кадрового голода проблемы начались уже и с практической стороны.

Давайте разберем по порядку, как должен быть устроен процесс технического обслуживания на пищевом производстве.

1. Информированность

Сотрудники инженерной службы должны быть информированы об угрозах безопасности продукции, связанных с их деятельностью. Для этого обязательно проводим обучение и включаем главного инженера в группу безопасности пищевой продукции.

2. Требования к оборудованию

Оборудование, контактирующее с пищевой продукцией, должно:

- Проектироваться и конструироваться таким образом, чтобы обеспечить возможность очистки, дезинфекции и технического обслуживания.

- Быть изготовлено из стойких материалов, способных выдерживать многократные чистки и проведение дезинфекции без разрушения, образования трещин, сколов, отслаивания или истирания.

- Быть спроектировано так, чтобы минимизировать контакт между руками оператора и продукцией.

- Соответствовать требованиям гигиеничности конструкции, включая наличие гладких поверхностей без выступов или углублений, доступных для очистки и самодренирующихся в зонах влажной обработки.

- Быть изготовлено из материалов, совместимых с обрабатываемой продукцией и с чистящими или моющими средствами.

- Быть сконструировано так, чтобы предотвратить попадание в него посторонних веществ или вредителей (например, насекомых), а также скопление любых органических веществ в недоступных для очистки местах.

- Исключать возможность контакта опасных для здоровья вспомогательных веществ (например, смазки) с пищевыми продуктами.

- Содержать информацию в руководстве (инструкции) по эксплуатации относительно средств и методов, рекомендуемых для проведения очистки, дезинфекции и промывания оборудования.

3. Закупка

Все вышеперечисленные требования должны учитываться при закупке оборудования. Грамотно составленное техническое задание (ТЗ) и назначение ответственного лица повышают шансы на покупку безопасного оборудования в разы.

4. Приемка

При приемке оборудования необходимо проверить:

- Внешние дефекты.

- Фактическую комплектность оборудования и наличие технической документации.

- Целостность оборудования.

- Качество изготовления оборудования и материалов.

5. Документы

На каждую единицу оборудования необходимо собрать пакет документов:

- Документ от производителя.

- Информация о материалах, из которых оно изготовлено.

- Схемы ремонтных работ.

- Карта смазки.

- Перечень запчастей.

- Инструкция по эксплуатации.

Рекомендуем составить спецификацию, которая содержит основные технические данные оборудования и его характеристики.

6. Эксплуатация оборудования

Использование оборудования должно производиться по инструкции, составленной с учетом требований пищевой безопасности и требований технической документации завода-изготовителя. Инструкция должна содержать:

- Порядок приема и сдачи смен, остановки и пуска оборудования, проведения ТО.

- Перечисление мер, обеспечивающих бесперебойную, надежную и эффективную работу оборудования.

- Перечисление характерных неисправностей, при которых оборудование должно быть остановлено.

- Порядок остановки оборудования при аварийных ситуациях, перечень блокировочно-сигнализирующихустройств, отключающих оборудование при аварии.

- Требования по производственной безопасности, производственной санитарии и противопожарным мероприятиям.

Сотрудники, работающие на оборудовании или обслуживающие его, должны знать и выполнять требования инструкции, а также вести записи.

7. Техническое обслуживание и ремонт

Ремонтный цикл предполагает определенное чередование следующих видов процедур:

- Межремонтное техническое обслуживание — периодическое проведение работ по уходу, регулировке, смазке, очистке и оперативной замене сменного оборудования.

- Текущие (плановые) ремонты — работы по устранению дефектов в работе оборудования, замене или восстановлению отдельных узлов и деталей.

- Внеплановые ремонты — устранение непредвиденных инцидентов и аварий.

- Плановые капитальные ремонты — работы по полному восстановлению оборудования с заменой или восстановлением его частей. Объем и сроки капитального ремонта формируются на основе информации о техническом состоянии оборудования по результатам проведенных текущих ремонтов.

- Замена изношенного оборудования — закупка и установка нового оборудования в случаях, когда затраты на ремонт сопоставимы с затратами на закупку нового или превышают их.

Все эти действия должны быть запланированы и включать:

- Планирование ремонта: согласование сроков с производством.

- Подготовку к ремонту: мойка и очистка.

- Исполнителей ремонта: количество сотрудников для выполнения предстоящего ремонта.

- Техническую документацию: паспорта, спецификации, инструкции, чек-листы и другие документы (ТУ, чертежи).

- Ремонтные материалы: запасные части, смазочные материалы и т.д.

Продолжительность ремонта — интервал времени от момента вывода оборудования из эксплуатации для проведения планового ремонта до момента его ввода в эксплуатацию в нормальном режиме.

8. Управление запасными частями

Управление запасными частями на оборудование позволяет минимизировать время простоя и снизить затраты на обслуживание. На основании графиков ППР и результатов диагностики необходимо определить запасные части; сформировать график закупок; подать заявки и согласовать затраты. Здесь точно стоит использовать минимум Excel; лучше воспользоваться специализированными системами управления (например, 1С ТОиР).

9. Очистка, мойка и дезинфекция

Оборудование после ремонта может использоваться только после мойки, дезинфекции и осмотра ответственным сотрудником.

Заключение

Согласитесь, что этот процесс не простой и требует большого участия сотрудников инженерной службы еще на этапе планирования. И если помочь с документами мы можем – документированная процедура по техническому обслуживанию к вашим услугам.

-2

То как научить работать не только руками, но и головой это пока загадка…