Анна Сергеевна после лечения в частных клиниках обратилась в государственную поликлинику и пришла к выводу, что ее “лечить не хотят”. Однако возможности платить за медпомощь у женщины сейчас нет, она и позвонила в страховую компанию с требованием “призвать поликлинику к совести и порядку”.
Это присказка, а вот сама история.
Наша застрахованная Анна Сергеевна (имя изменено) - женщина зрелого возраста. По ее словам, раньше в государственные поликлиники она обращалась крайне редко, лишь по насущной необходимости. Например, оформить больничный лист. Во всех остальных ситуациях ростовчанка предпочитала лечиться в частных клиниках.
В 2021 году ростовчанка переболела всем известной хворью, и не без последствий - здоровье стало подводить. То одно, то другое - только успевай кошелек открывать. Чуть позже добавились сложности на работе, словом, Анна Сергеевна оказалась без хорошо оплачиваемой должности. Нет, она работает, но со средствами уже не так свободно, как раньше. По этой причине женщина вспомнила, что у нее есть полис ОМС, а поликлиника находится всего в квартале от ее дома.
Анну Сергеевну приятно удивили внешние перемены в поликлинике, а также налаженная работа медорганизации. Она морально готовилась к долгому ожиданию приема у специалистов, сложностям с записью, но пока особенных нареканий у женщины нет. Бывает, что иногда приходится подождать 2-3 недели, не без того, но в целом Анну Сергеевну почти все устраивает. Почти всё, кроме одной вещи.
По ее мнению, врачи в государственной поликлинике “не дорабатывают” и не лечат в полном объеме. Почему? А потому что в частной клинике, куда раньше часто обращалась Анна Сергеевна, ей всякий раз выписывали большой перечень анализов и исследований, которые необходимо было пройти. А в государственной - нет такого!
- Я попросила кардиолога дать мне направление на УЗИ сердца, а он мне: “Зачем? У вас нет показаний!” Как это нет, если в клинике [такой-то] мне кардиолог назначал и УЗИ, и СМАД, и холтер, и анализы, а еще мы и вены, и артерии смотрели… Не просто же так мне это назначали! - говорила Анна Сергеевна.
Анна Сергеевна могла бы написать официальную жалобу, и прошла бы экспертиза качества медпомощи. Но ростовчанка таким долгим путем идти не хотела, и сначала мы договорились на том, что попробуем разобраться без жалобы. И вот что оказалось.
Определенный диагноз у ростовчанки есть (поставленный как врачом частной клиники, так и подтвержденный кардиологом государственной поликлиники) - нельзя сказать, что ее сердце полностью здорово. Но нет и таких патологий, чтобы назначать ей более глубокое обследование. Показаний действительно нет!
В чем разница в лечении по ОМС и в частных клиниках за деньги?
Очевидно, не только в факте оплаты за медпомощь. И те, и другие работают в рамках стандартов оказания медицинской помощи и клинических рекомендаций. Но! Если лечение по ОМС проходит строго в рамках стандартов и рекомендаций, то врачи частных клиник имеют больше возможностей рекомендовать (обращаю внимание - не “назначить”!) кое-какие исследования сверх них. Частная клиника все-таки нацелена на заработок. Дальше все зависит от клиники и конкретного врача.
Именно поэтому Анна Сергеевна считала, что лечение в государственной клинике недостаточно объемное, ведь она привыкла платить за что-то большее, нежели исследования при текущем диагнозе.
Я постаралась ей это объяснить. Мы договорились на том, что Анна Сергеевна будет звонить и консультироваться при необходимости.
Подводя итог. Что нужно знать при получении медицинской помощи по полису ОМС?
1. Медпомощь оказывается строго в рамках действующего медицинского законодательства, приказов, других нормативных актов, которые закрепляют стандарты оказания медицинской помощи и клинические рекомендации. В этих стандартах и рекомендациях содержатся четкие алгоритмы оказания медпомощи, ее объем, рекомендуемые исследования, а также рекомендуемые препараты.
2. Препараты, перечисленные в клинических рекомендациях, в большинстве своем находятся в перечне ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты). Лекарства из этого перечня входят в программу ОМС.
Большое заблуждение думать, что в ЖНВЛП входят якобы устаревшие препараты как “более дешевые” - это не так. Медицина, как известно, на месте не стоит.
И перечень постоянно меняется вместе с изменениями в стандартах оказания медицинской помощи и в клинических рекомендациях. Стандарты и клинические рекомендации также обновляются раз в несколько лет, по мере накопления новых знаний.
То есть думать, что вас лечат “дедушкиными” методами и лекарствами по ОМС, не стоит.
А если у вас возникают вопросы, то советую обращаться в вашу страховую компанию, где оформлен полис ОМС.
Телефон контакт-центра МСО “Панацея”: 8-800-2000-868, звонок бесплатный.
____________
Лицензия ЦБ РФ (Банк России) ОС № 0173-01 от 03.08.2017.
ООО Медицинское страховое общество «Панацея».
https://www.mco-panacea.ru/