Французская высокоскоростная железнодорожная система TGV (Train à Grande Vitesse, что в переводе означает "поезд на большой скорости") произвела настоящую революцию в пассажирских перевозках на европейском континенте. Этот инновационный проект, реализованный в 1980-х годах, кардинально изменил представление о возможностях железных дорог.
История создания TGV началась еще в 1960-е годы, когда французское правительство всерьез заинтересовалось идеей построить собственную сеть скоростных железнодорожных магистралей. Толчком к этому послужил запуск в Японии линии Синкансэн, поезда которой развивали ошеломляющие по тем временам скорости. Первым прототипом TGV стал поезд с газотурбинным двигателем, который в ходе испытаний развил скорость 318 км/ч - это до сих пор остается рекордом для поездов без электрической тяги. Но из-за резкого роста цен на нефть в 1970-х от газотурбинной концепции пришлось отказаться в пользу электрических поездов.
Хотя проект прототипа TGV 001 с газотурбинным двигателем в итоге не был реализован, работы над ним не прошли даром. Этот прототип стал испытательным полигоном для многих новых технологий, которые в дальнейшем применялись при создании высокоскоростного железнодорожного транспорта. На TGV 001 была протестирована специальная тормозная система, рассчитанная на работу на высоких скоростях. Также на нем исследовались особенности аэродинамики и сигнальной системы. Кроме того, была детально изучена сочленённая конструкция вагонов, когда соседние вагоны имеют общую тележку, что позволяет им свободно, но контролируемо двигаться независимо друг от друга. Экстерьер и интерьер прототипа разработал франко-британский дизайнер Жак Купер. Его характерный облик носовой части локомотива стал фирменным стилем для всех последующих поколений TGV.
Строительство первой высокоскоростной магистрали LGV Sud-Est, соединившей Париж и Лион, началось в 1976 году. 28 июля 1978 года с завода Alstom в Бельфоре вышли в свою первую тестовую поездку два предпроизводственных состава TGV. Эти опытные составы в дальнейшем получат номера 01 и 02, но во время испытаний они были известны под радиопозывными "Патрик" и "Софи".
Всего за 5 лет она была введена в эксплуатацию, а 27 сентября 1981 года здесь начал курсировать первый пассажирский TGV. Поезд почти в 2 раза быстрее обычных составов преодолевал 429 км между двумя городами. Успех новой системы был ошеломляющим. TGV быстро завоевал популярность не только среди бизнесменов, совершающих частые поездки, но и у простых пассажиров. Строительство новых высокоскоростных линий по всей Франции продолжилось ударными темпами.
Сегодня сеть TGV соединяет множество городов на юге, западе и северо-востоке Франции, а также частично интегрирована с высокоскоростными системами соседних стран - Бельгии, Нидерландов, Германии и Великобритании. При этом TGV неоднократно устанавливал новые мировые рекорды скорости, 3 апреля 2007 г. модифицированный поезд TGV POS разогнался до 574,8 км/ч в условиях испытаний на LGV Est между Парижем и Страсбургом.
Благодаря TGV путешествия между городами Франции и Европы стали быстрее, удобнее и комфортнее. Высокоскоростные поезда изменили привычный уклад жизни и работы миллионов людей, сделав расстояния между ними практически незаметными. И, безусловно, TGV по праву можно считать одним из главных технологических прорывов в истории железнодорожного транспорта. За почти три десятилетия эксплуатации TGV не зафиксировано ни одного случая смертельного исхода среди пассажиров в результате аварий на высокой скорости. Произошло несколько происшествий, включая три схода с рельсов на скоростях выше 270 км/ч, но только в одном случае - во время пробного пробега по новой линии - вагоны перевернулись. Частично высокая безопасность TGV объясняется жесткой шарнирно-сочлененной конструкцией поезда.
Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!