В предыдущей статье я рассказала об особенностях становления психологом. Почему вход в профессию — это долго, дорого и эмоционально трудно.
В этой статье хочу поделиться как психологу найти первых клиентов в работу. Мне кажется, что проблема поиска клиентов очень актуальна, так как это одна из основных сложностей, с которой сталкивается начинающий специалист.
Сарафанное радио. Первый универсальный источник для поиска клиентов — сарафанное радио. Ваши друзья, знакомые, коллеги, родственники могут рекомендовать вас как специалиста. После получения диплома или во время обучения рассказывайте вашему окружению, где вы учитесь, на какой специальности, что вам особенно нравится в ВУЗе и практике. Люди будут запоминать, то, что вы говорите, а потом рекомендовать вас тем, кого знают сами. Будет особенно хорошо, если вы будете обозначать свою сферу работы, например, детский психолог, парный и семейный терапевт, клинический психолог и т.д. Так будет легче понять кому именно могут пригодиться ваши услуги.
Есть нюанс: по рекомендации можно брать в терапию только тех потенциальных клиентов, которые достаточно "удалены" от вас. Нежелательно брать в работу близких друзей подруги, дальних родственников, коллег, с которыми могут быть частые пересечения в дальнейшем. Это неэтично, и может создавать трудности в терапии как клиенту (сложности с полным раскрытием), так и самому специалисту (потенциальные двойные роли).
Агрегаторы. Все агрегаторы делятся на агрегаторы, специализирующиеся на подборе психологов (Мета, Альтер, Zigmund, Ясно и д.р) и агрегаторы, которые помогают с подбором любых специалистов, в том числе и психологов (Profi, Авито.Услуги и др.).
В психологические агрегаторы, как правило, сложнее попасть. Есть требования по уровню образования и компетенций, проводится интервью, даются тестовые задания. Например, чтобы войти в базу агрегатора Мета, нужно иметь базовое высшее психологическое образование, законченное или продолжающееся обучение в подходе (как правило, не менее 500 часов), пройти определенное количество часов супервизии и личной терапии.
Агрегаторы берут процент с каждой консультации или с определенного количества сессий. Иногда сумма комиссии фиксирована и зависит от стоимости вашей консультации.
По моим наблюдениям, запросы и понимание клиентами, что такое терапия, отличаются на разных сервисах. Например, здесь я писала про частые запросы клиентов с сайта Profi и некоторые особенности терапии при работе с ними.
По моему собственному опыту и по отзывам коллег, с агрегаторов, специализирующихся на психологической помощи, приходят клиенты, которые лучше осведомлены о том, что такое психотерапия, чаще готовы к долгосрочной работе. Однако начинающему специалисту может не так просто пройти отбор туда, особенно в начале практики. Здесь на помощь придут Profi и Авито, где критерии отбора более мягкие или отсутствуют вовсе.
Профессиональный круг. Данный пункт можно отнести к сарафанному радио, но, так как это достаточно значимый источник в потоке приходящих новых клиентов, я выделила его в отдельный.
В профессиональном кругу коллеги часто передают клиентов или просят взять кого-то из друзей, родственников, с кем они сами не могут начать работу. Частая ситуация — психолог работает с парой и не может, в таком случае, консультировать одного из пары индивидуально. Отклик на запросы коллег может стать существенным притоком клиентов в частную практику.
Ведение блога, вебинары. Прежде, чем записаться на консультацию к специалисту, клиенту бывает важно почитать статьи, которые он пишет, познакомиться с его видением терапии и работой со случаями. Это помогает сформировать первичное доверие, и увериться, что психолог работает с моей проблемой.
Особенно эффективны в этом смысле запись видео, ведение вебинаров. В отличие от текстов, в этом случае, у клиента есть возможность посмотреть как психолог разговаривает, какой у него голос, манера речи. Все эти факторы могут расположить к специалисту или, наоборот, помочь понять, что это не мой человек.
В этот же пункт можно отнести социальные сети. Публикацию статей и информации о себе на личной странице.
В заключение хотелось бы добавить, что набор клиентов в регулярную частную практику, как правило, не бывает быстрым и легким у 90% психологов. Не расстраивайтесь, если не получается сразу выйти на то количество консультаций, которое хотелось бы вести. По моему опыту, это непростой процесс, который требует много терпения.
Ищите то, что вам нравится. Например, если нравится именно писать, а не записывать видеоролики, — пишите. Это станет само по себе ресурсом и поддержкой во время, когда будет казаться, что ничего не выходит.
________________________________________________________________________________________ Мой телеграм-канал: https://t.me/krasnova_psy
Youtube: https://youtube.com/channel/UC3t4aDEK0DO3zsx54wqRZWQ?feature=shared