Найти тему
Журнал Авто.ру

Подержанные машины тоже подорожают?! Как рост утильсбора повлияет на вторичный рынок

Оглавление

Повышение утилизационного сбора всколыхнуло российский авторынок. Новые машины прогнозируемо будут дорожать, начиная уже с октября. Вслед за ними перепишут ценники и на автомобили с пробегом. При этом прямой зависимости от утильсбора на вторичке нет, причина роста цен — желание продавцов продать подороже на фоне панических спекуляций рынка. Вместе с экспертами разбираемся, как будут меняться цены на машины с пробегом в октябре и какие категории автомобилей на вторичке подорожают к концу года.

Что будет с ценами на вторичке осенью

Накануне повышения ставок утильсбора российские классифайды дали прогноз по росту цен на подержанные автомобили на 15–30 процентов этой осенью. Однако большая часть опрошенных Журналом Авто.ру экспертов считает, что повышение цен на вторичке не превысит показателей рынка новых машин, то есть составит 10–15 процентов, но уже в октябре.

Как объясняют аналитики Авто.ру, за последние полгода цены на автомобили с пробегом не росли, а снижались — в среднем на 6,5 процента. В том числе из-за роста продаж новых машин и увеличения предложения на вторичке. Но сейчас на фоне новостей о повышении утильсбора темпы снижения замедляются, а в дальнейшем цены пойдут в рост.

«По нашим оценкам, сентябрь мы проживём в равновесном состоянии, но, начиная с октября, скорее всего, увидим рост цен на автомобили с пробегом, который может составить до 15%», — пояснили аналитики.

Такой же прогноз даёт директор департамента автомобилей с пробегом «Автодома» и «АвтоСпецЦентра» Андрей Гришаков. Однако, по его словам, рост цен на вторичном рынке будет более умеренным и растянутым на больший промежуток времени. Но уже можно сказать, что сильнее всего подорожают иномарки возрастом 3–5 лет, ввозимые по параллельному импорту.

«После повышения утильсбора, однозначно, стоимость новых автомобилей и автомобилей с пробегом вырастет. Рост будет разный и в первую очередь будет обусловлен сегментом автомобилей и влиянием утильсбора на конкретный сегмент. Автомобили, поступающие по параллельному импорту, максимально вырастут в цене, так как утильсбор окажет непосредственное воздействие на формирование их стоимости», — считает Гришаков.

Каких автомобилей на вторичном рынке больше всего

В отличие от рынка новых машин, цены на автомобили с пробегом больше подвержены именно рыночному регулированию, а не решениям государства. Потому что обширная часть предложений идёт от частных лиц, которые хотят продать подороже, но готовы сбросить цену ради ускорения процесса. А основная доля машин на вторичке сегодня — в возрасте 10–15 лет.

По данным исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, доля машин старше 15 лет на рынке выросла с 25 процентов в 2021 году до 40 процентов в 2024-м. То есть речь идёт о тех машинах, которые никак не затрагивает утильсбор и другие колебания на рынке новых автомобилей. Количество экземпляров в возрасте до 7 лет не растёт, так как люди дольше владеют машиной, потому что не понимают, что будет с рынком.

Аналогичное мнение в разговоре с Журналом Авто.ру высказал руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин. По его словам, резкого скачка цен на автомобили с пробегом с октября не будет. Эксперт полагает, что до конца текущего года новые машины станут дороже примерно на 10%. А вторичный рынок отреагирует на это лишь спустя несколько месяцев, когда спрос начнёт смещаться в его сторону из-за дороговизны новых моделей.

«Цены на вторичном рынке не изменятся радикально из-за роста утилизационного сбора, так как наиболее популярные модели с пробегом широко представлены в России и не ввозятся параллельным импортом. К наиболее часто покупаемым автомобилям на вторичном рынке относятся Lada Granta, Kia Rio и Hyundai Solaris», — напомнил Житнухин.

Как рынок новых машин повлияет на вторичку

И тем не менее рынки новых и подержанных машин связаны, напоминает Удалов. «Покупатели одни и те же. Человек может купить новый в кредит или купить с пробегом. И если человек покупает новый, он продаёт старый. Когда цена на новый становится выше, человек хочет продать свой автомобиль дороже. Вот отсюда, скорее всего, и пойдёт рост цен на вторичке», — объясняет эксперт.

По его словам, дилеры и дистрибьюторы, как правило, меняют цены заранее, и они уже повысили их в июле и августе. «Те, кто так делал, окажутся в выигрыше. У них уже хорошая маржа, которую заложили вперёд. Поэтому умные производители не повысят цены сразу с 1 октября. И у них будут продажи на фоне тех, кто ценники изменит», — говорит Удалов.

При этом никто из экспертов не сомневается, что сентябрь в России будет рекордным по продажам как на рынке новых машин, так и на рынке подержанных. А потом в отрасли ожидается откат: октябрь и ноябрь недополучат то, что продадут сверх привычных ожиданий в сентябре.

Больше интересных и полезных статей для автомобилистов — в Журнале Авто.ру