Иакова 5:4: «Те деньги, что вы недоплатили работникам, собравшим урожай на ваших полях, громко кричат. Вопль жнецов слышит Господь Сил». Иаков, брат Господа, ругается на богатых. Собственно, не на богатых христиан в принципе; он ругается на тех, кто, будучи богатым, становится надменным и полагается на своё богатство. Заодно преподаёт урок бедным христианам: не стремитесь туда, мол, суета всё это. И не становитесь предвзятыми: тот-то беден, а тот-то богат (больше на эту тему в начале 2-й главы того же письма).
И это, по сути, всё. Но я задумался. О богатстве в принципе.
Вот что́ мог позволить себе тогдашний богач?.. Вкусно и много поесть и попить. Завести несколько жён, певцов и певиц, искусных игрунов на музыкальных инструментах, павлинов и икру, парк, зоопарк, яхту? — ну, что-то такое. Заботу о богатстве передать управляющим (хорошо бы честные были), а самому пойти в «клуб» таких же богатеньких буратин обсуждать, делиться опытом, мол, что делать-то дальше с богатством моим?.. А там: разбогател? — надо быть политиком, а то какой же смысл?!. Ведь политика — на благо народа; тебе Бог дал богатство, вот и делись. Ведь, по сути, на то, чтоб павлина завести и пурпурную одежду надеть — сильно-то много одному человеку не надо... Как же, ну надо ж прежде поделиться с тестевыми семействами, отделить от золотой груды сколько-то семействам слуг, телохранителей. Сразу же вспоминается Толстой, — как он в своих поздних дневниках сокрушался о ежедневной очереди просителей. Вот и думай: где тут найти уравновешенность в «добродетельности», — кому сколько дать, а кому вообще не дать?
Короче говоря, голова у богатого христианина постоянно набекрень. Недаром Христос называет богатство «неправедным» в 16-й главе Луки.
Опять же, несколько жён... Вот как это? Как решать, с которой сегодня спать идти. По графику? «Добродетельность» подсказывает «не обидь!» (принципиально, конечно же, не законодательно). Стало быть, «по графику»!! Беда с богатством этим.
И вот приходит такой богатейчик в раннехристианское собрание. М-да. Непросто. И ему, и собранию. Христиане-то и с концепцией «иудеи-язычники» ещё не больно-то разобрались. А тут тебе ещё концепция! «Богатый-бедный». Да, это сложно. Христос рассказывал про «иглу-верблюда», подразумевая, что, по идее, оптимально было бы богатому христианину всё-всё разом пожертвовать, стать бедным и, с посохом, — вперёд, проповедовать в дальние дали. А это просто?.. Нет, конечно! — Было бы «фанатизмом голимым»? — Ну-у-у. Вон, Варнава «как-то так» сделал. А Филимон, кажется, нет, — просто помещение для встреч христиан предоставлял. И это варианты. Возможные. Приемлемые.
А вот лецеприятие, или «пристрастное отношение» — это, конечно, нехорошо. Иаков, как раз об этом. Видимо, некоторые богатые тогда задирали нос, а некоторые бедные перед ними лебезили. В некотором смысле это вполне понятно. Богатый — сильный (если не благословенный) и тогда, и где-то тоже сейчас, сколько раз тебе ни вдалбливай в голову Соломоновы уроки. Подойти с проповедью к дяде, выходящему из красивой машинки, более «стрёмно», чем к «обычному» пешеходу. И (в другую сторону оси абсцисс) бомжу у помойки вроде бы легче гораздо проповедовать, но что-то не очень охота. Вот оно, о чём толковал в своём письме Иаков.
Дружественный канал: