Телемедицина
В последнее время возрастает популярность медицинских консультаций, проводимых в онлайн-режиме. Особое значение такие консультации начали приобретать во время пандемии COVID-19, которая бросила серьезный вызов российской системе здравоохранения, в частности по причине большой загруженности медицинского персонала.В соответствии с Приказом департамента здравоохранения города Москвы от 6 апреля 2020 г. в Москве был открыт Телемедицинский центр, в рамках которого врачи осуществляли дистанционные консультации пациентов с коронавирусной инфекцией.
На сегодняшний день консультации, проводимые в дистанционном формате, по-прежнему пользуются популярностью среди населения. Однако важно учитывать требования, предъявляемые законодателем к такому виду консультаций.
Нормативно-правовое регулирование.
Телемедицина была узаконена еще в 2017 году – именно тогда ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» был дополнен статьей 36.2, регламентирующей особенности оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий.
В числе актов нормативно-правового регулирования стоит также отметить следующие:
• Приказ Минздрава РФ от 30.11.2017 N 965н "Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий";
• Письмо Минздрава РФ от 9 апреля 2018 г. N 18–2/0579 О разъяснении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;
• Постановление Правительства РФ от 18 июля 2023 г. № 1164 «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан».
Что такое телемедицина?
Телемедицина – это дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой и с пациентами и (или) их законными представителями, осуществляемое при помощи телемедицинских технологий.
Телемедицина действует в направлениях врач-врач и врач-пациент.
Консультация по типу «врач-врач» актуальна в следующих случаях:
• Необходимость получения «второго» мнения в сложных клинических случаях (постановка диагноза, определение тактики лечения);
• Консилиум врачей;
• Обучение.
Цели консультаций по типу «врач-пациент» можно определить
следующим образом:
• Профилактика, сбор, анализ жалоб пациента и данных анамнеза;
• Оценка эффективности лечебно-диагностических мероприятий;
• Наблюдение за состоянием здоровья;
• Принятие решения о необходимости проведения очного приема врача.
Телемедицина – это медицинская или информационная услуга?
Одним из наиболее важных ограничений в области телемедицины является запрет постановки диагноза и назначения лекарственных препаратов без посещения пациентом очного приема, что указано в п. 2 раздела IIПрограммы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2023 г. № 1164.
Телемедицинская консультация ориентирована на повторные визиты пациента, в рамках которых врач может скорректировать назначенное лечение и выписать электронный рецепт, а также назначить дополнительное обследование.
В случае, если дистанционная консультация проводится без предварительного очного приема у специалиста, то она носит информационный характер. Деятельность по оказанию такого рода услуг можно именовать медицинским консалтингом – в рамках данной консультации врач ориентирует клиента на основании данных о состоянии его здоровья, объясняет возможные причины возникновения беспокоящих симптомов, делаетгипотетический вывод и рекомендует обратиться к специалисту в рамках очной консультации.
Отличие медицинского консалтинга от телемедицины в том, что такая консультация осуществляется вне рамок технических требований, предъявляемых к телемедицинским консультациям. В остальном запреты сохраняются — например, запрет ставить пациенту диагноз без очного приема.
Поговорим об иных требованиях к проведению телемедицинских консультаций.
Помимо необходимости очного приема, в п. 3 Программыуказаны иные случаи недопущения телемедицинских консультаций, к ним относятся:
• Недостижение пациентом возраста 18 лет;
• Консультация с целью проведения медицинских осмотров, освидетельствований и экспертиз;
• Консультация в отношении больных инфекционными заболеваниями;
• Выявление врачом заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме, в том числе в соответствии с порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи.
Приказом Минздрава от 30.11.2017 № 965н установлено, что существующий порядок оказания медицинской помощи предусматривает, что телемедицинская консультация может проводиться только посредством предназначенных для этого информационных систем:
• Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ);
• Медицинские информационные системы медицинской организации;
• Иные информационные системы, специализированные для сбора, хранения, обработки и предоставления медицинской информации.
Применительно к порядку проведения телемедицинской консультации возникает вопрос о том, где должен находиться врач, оказывающий телемедицинскую консультацию: на рабочем месте в клинике или в любой удобной для себя точке?
Телемедицинская консультация – формат оказания медицинской помощи. Во время оказания медицинской помощи медработник должен находиться на своем рабочем месте в медицинском учреждении по адресу, указанному в лицензии. Кроме того, Минздрав России обязывает клиники иметь необходимое помещение для проведения телемедицинских консультаций.
В п. 11 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу, не указанному в реестре лицензий, этот адрес необходимо указать в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий.
Заключение.
Телемедицина является следствием технологических и информационных изменений жизни в обществе. Применение телемедицинских технологий позволяет сэкономить время и оперативно проконсультироваться с врачом по поводу беспокоящих симптомов болезни, скорректировать лечение и получить необходимые рекомендации. Это делает медицинскую помощь доступной для жителей отдаленных районов, что является ее несомненным преимуществом.
Однако по-прежнему сохраняется вопрос относительно консультаций, проводимых без посещения пациентом очного приема. В подобных случаях врачи нередко назначают лекарственные препараты, ставят пациенту диагноз, что порой приводит не к самым благоприятным последствиям. Данный вопрос должен быть детально урегулирован на законодательном уровне. Тем не менее, на данный момент рекомендуется избегать подобных ситуаций – как в целях безопасности для здоровья пациента, так и в целях непривлечения к ответственности медицинского работника.
Более подробную информацию по данному вопросу вы можете найти в телеграм-канале АБ «Легис Виа» // https://t.me/legisvia