Гладиаторские бои, морские сражения, казни разбойников и христиан. Таковы лишь немногие из событий, даже если они могут быть названы таковыми, что произошло в стенах Колизея. Известный во время своего первоначального строительства как Амфитеатр Флавиев в честь первого императора Флавиев, Колизей быстро сделал себе нарицательное имя как место, где — как богатые, так и бедные стекались на его трибуны, независимо от того, можно было видеть действия участников на арене внизу или нет.
Монументальное сооружение
Многие туристы, посещающие Колизей во времена правления императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.), не знают о его предыдущей истории. До того, как Веспасиан пришел к власти в конце Года Четырех императоров, Нерон — приемный сын Клавдия — управлял Древним Римом в течение тринадцати лет. В это время чрезмерно неуравновешенный и откровенно расточительный лидер построил себе Золотой дом, Золотой домус на латыни, с грандиозными садами и искусственным озером. После того, как Нерон покончил с собой и нанес непоправимый удар по римской империи, генерал Веспасиан в конце концов получил власть. Одним из первых объектов, которые нужно было убрать, был Золотой дом. Колизей сохранился там, где когда-то были озеро и сады.
На его месте было построено монументальное “отдельно стоящее сооружение из камня и бетона, использующее сложную систему”. В этот впечатляющий проект были включены недавние архитектурные инновации, которые продолжают вдохновлять современную архитектуру. Арки и своды, в частности, отличаются друг от друга. Кроме того, на момент своего строительства Колизей был крупнейшим амфитеатром Империи, уникальным своим отдельно стоящим статусом. Театры древнегреческого мира не были отдельно стоящими, а были встроены в склоны холмов; Веспасиан позаботился о том, чтобы Колизей был центральным и широко освещаемым зрелищем.
Веспасиан начал строительную программу за три коротких года своего правления, однако, к сожалению, не увидел ее завершения. Если уж на то пошло, его старший сын Тит — очевидный наследник и завершитель строительства — дожил до того, чтобы увидеть первые зачатки Колизея в действии, прежде чем он умер. Жизнь Колизея по-настоящему расцвела при Домициане, втором сыне Веспасиана и наследнике Тита вместо сына.
Реальные события в Колизее
Итак, что же на самом деле происходило в Колизее? Рассказы о морских сражениях и казнях можно найти в различной древней и современной литературе, но где заканчивается точность и начинается проработка? Что ж, к удивлению многих, рассказы о морских сражениях, на самом деле, точны. Внутри сооружения сохранились свидетельства — а также литературные документы — того, что Колизей довольно легко затоплялся водой, чтобы можно было проводить такие закрытые морские бои. Дренажная система Древнего Рима прославилась на протяжении тысячелетий — это один из лучших примеров того, почему.
Также в стенах Колизея проходили типичные рукопашные бои между различными гладиаторами, а также
инсценированные охоты, в которых животные со всего Ближнего Востока завозились для охоты гладиаторами.
Одним из наиболее обсуждаемых аспектов Колизея является его использование в качестве сцены для христианского мученичества. В то время как рисунки с изображением распятия широко распространены в Древнем Риме (наиболее известным является распятие человека-осла из, свидетельств этого в древних источниках на удивление мало. Основная литература, относящаяся к этому случаю, является христианской: в римской литературе утверждается, что эти распятия происходили в Большом цирке или в других местах за пределами города. Таким образом, мнения ученых о том, действительно ли христиане встретили безвременный, болезненный конец на боевом ринге, разделились.
Уменьшенное величие
Сегодня, когда Колизей посещают туристы, его древнее величие несколько поубавилось. Некогда потрясающие мраморные скульптуры и фасад Колизея были давным-давно демонтированы, когда не хватало строительных материалов, и то, что осталось, так же сильно похоже на пустую скорлупу, как и есть. Снаружи толпятся гладиаторы в костюмах, предлагая сфотографироваться с ними за определенную плату, не зная, что когда-то это было ценным видом развлечения. Гладиаторы, возможно, и были рабами, но некоторые из них достигли статуса знаменитостей. Можно ли с уверенностью сказать, что эта известность поддерживается ряжеными подростками, которые хотят подзаработать летом?
Остов Колизея остается выдающимся образцом архитектурных достижений древнего мира: его продолжающееся существование показывает, что даже те, кто “позаимствовал” мрамор, ценили суть того, чем когда-то был памятник. Таково наследие, оставленное Риму Веспасианом и Титом, — сооружение, которое продолжает воплощать силу древнего Рима, несмотря на современные “реконструкции” и несколько неподходящие места для развлечений туристов.