Найти в Дзене

Ад на земле: гладиаторские бои и их тёмная сторона

Оглавление

Гладиаторские бои, морские сражения, казни разбойников и христиан. Таковы лишь немногие из событий, даже если они могут быть названы таковыми, что произошло в стенах Колизея. Известный во время своего первоначального строительства как Амфитеатр Флавиев в честь первого императора Флавиев, Колизей быстро сделал себе нарицательное имя как место, где — как богатые, так и бедные стекались на его трибуны, независимо от того, можно было видеть действия участников на арене внизу или нет.

Монументальное сооружение

-2

Многие туристы, посещающие Колизей во времена правления императора Веспасиана (69-79 гг. н.э.), не знают о его предыдущей истории. До того, как Веспасиан пришел к власти в конце Года Четырех императоров, Нерон — приемный сын Клавдия — управлял Древним Римом в течение тринадцати лет. В это время чрезмерно неуравновешенный и откровенно расточительный лидер построил себе Золотой дом, Золотой домус на латыни, с грандиозными садами и искусственным озером. После того, как Нерон покончил с собой и нанес непоправимый удар по римской империи, генерал Веспасиан в конце концов получил власть. Одним из первых объектов, которые нужно было убрать, был Золотой дом. Колизей сохранился там, где когда-то были озеро и сады.

Веспасиан
Веспасиан

На его месте было построено монументальное “отдельно стоящее сооружение из камня и бетона, использующее сложную систему”. В этот впечатляющий проект были включены недавние архитектурные инновации, которые продолжают вдохновлять современную архитектуру. Арки и своды, в частности, отличаются друг от друга. Кроме того, на момент своего строительства Колизей был крупнейшим амфитеатром Империи, уникальным своим отдельно стоящим статусом. Театры древнегреческого мира не были отдельно стоящими, а были встроены в склоны холмов; Веспасиан позаботился о том, чтобы Колизей был центральным и широко освещаемым зрелищем.

Веспасиан начал строительную программу за три коротких года своего правления, однако, к сожалению, не увидел ее завершения. Если уж на то пошло, его старший сын Тит — очевидный наследник и завершитель строительства — дожил до того, чтобы увидеть первые зачатки Колизея в действии, прежде чем он умер. Жизнь Колизея по-настоящему расцвела при Домициане, втором сыне Веспасиана и наследнике Тита вместо сына.

Сестерций из Тита, празднующий открытие Колизея, отчеканенного в 80 году нашей эры
Сестерций из Тита, празднующий открытие Колизея, отчеканенного в 80 году нашей эры

Реальные события в Колизее

Итак, что же на самом деле происходило в Колизее? Рассказы о морских сражениях и казнях можно найти в различной древней и современной литературе, но где заканчивается точность и начинается проработка? Что ж, к удивлению многих, рассказы о морских сражениях, на самом деле, точны. Внутри сооружения сохранились свидетельства — а также литературные документы — того, что Колизей довольно легко затоплялся водой, чтобы можно было проводить такие закрытые морские бои. Дренажная система Древнего Рима прославилась на протяжении тысячелетий — это один из лучших примеров того, почему.

Также в стенах Колизея проходили типичные рукопашные бои между различными гладиаторами, а также

инсценированные охоты, в которых животные со всего Ближнего Востока завозились для охоты гладиаторами.

Одним из наиболее обсуждаемых аспектов Колизея является его использование в качестве сцены для христианского мученичества. В то время как рисунки с изображением распятия широко распространены в Древнем Риме (наиболее известным является распятие человека-осла из, свидетельств этого в древних источниках на удивление мало. Основная литература, относящаяся к этому случаю, является христианской: в римской литературе утверждается, что эти распятия происходили в Большом цирке или в других местах за пределами города. Таким образом, мнения ученых о том, действительно ли христиане встретили безвременный, болезненный конец на боевом ринге, разделились.

Граффито Алекменоса. ок. 200 г. н.э. Палатинский музей, Рим, Италия.
Граффито Алекменоса. ок. 200 г. н.э. Палатинский музей, Рим, Италия.

Уменьшенное величие

Сегодня, когда Колизей посещают туристы, его древнее величие несколько поубавилось. Некогда потрясающие мраморные скульптуры и фасад Колизея были давным-давно демонтированы, когда не хватало строительных материалов, и то, что осталось, так же сильно похоже на пустую скорлупу, как и есть. Снаружи толпятся гладиаторы в костюмах, предлагая сфотографироваться с ними за определенную плату, не зная, что когда-то это было ценным видом развлечения. Гладиаторы, возможно, и были рабами, но некоторые из них достигли статуса знаменитостей. Можно ли с уверенностью сказать, что эта известность поддерживается ряжеными подростками, которые хотят подзаработать летом?

Остов Колизея остается выдающимся образцом архитектурных достижений древнего мира: его продолжающееся существование показывает, что даже те, кто “позаимствовал” мрамор, ценили суть того, чем когда-то был памятник. Таково наследие, оставленное Риму Веспасианом и Титом, — сооружение, которое продолжает воплощать силу древнего Рима, несмотря на современные “реконструкции” и несколько неподходящие места для развлечений туристов.

Колизей в Риме.
Колизей в Риме.