Human же wisdom это не только высказывания великих мыслителей и «мудрость народная». К примеру, вот влетела в голову на днях песня любимого мной (по крайней мере, чтимого светлой памятью юности моей) «Наутилуса Помпилиуса» «Прогулки по воде». Я, когда эту дивную композицию впервые услышал, Евангелие Матфея ведь уже, кажется, читывал. Но что у меня тогда было? — пиво-преферанс-общага да томление по девушке-мечте, а вот всякие Евангелия... — вдумчиво, но не трогательно. По крайней мере, то, что Иисус по воде ходил, я к тому моменту как бы знал. И, думаю, как я — многие. Религиозные вопросы преподавались «неокрепшим», только что постсоветским, умам вот таким образом: «Мастер и Маргарита» с этим странным Иешуа да вот, пожалуйста, — текст Ильи Кормильцева под красивые гитарные струны и «многомудрый» баритон Вячеслава Бутусова. Я думаю, действительно, для многих так обернулось: вся мудрость религии вот в этом. Компактно. И, в принципе, вполне достаточно...
Чем хороша хорошая песня? — она подкидывает уму и душе яркие образы, говорит: так! я тебя, бестолочь, не учу, я тебе просто картину мира рисую. И ты (я, я, конечно): ну ладно, рисуй! (Но учусь. Песня учит меня. Создаёт мой внутренний мир. Причём, возможно, гораздо сильнее, чем многотомники Толстого и Шопенгауэра! Толстой написал «Воскресение». Я прочёл данный роман в 40 и ахнул. Но кто бы заставил меня читать его в 20?.. Зато «Прогулки по воде» мне пропиликали в то время из каждого окна. И вбили мне в голову: вот так это! — вся религиозная мудрость — на ладони, бери. И сделай свой вывод.)
И это правда очень сильно. Цой в конце фильма «Асса» сголосил про перемены. Ну и перемены бабахнули. Конечно, не Цой тут виной. Но он был пиитом, аки Горький со своим «Буревестником» в своё время. А Цой с Бутусовым «шагали дружно в ряд». Вот и выходит: Цой про перемены, Цой — пророк, Бутусов про Иисуса — Бутусов... (кто Бутусов?)
Понятно. Примерно.
Ну а теперь давайте посмотрим (если вы достаточно музыкальны, выключите, по возможности в голове этот красивый гитарный наигрыш (чаечье-галилейско-морской), — будьте трезвы!):
«С причала рыбачил апостол Андрей, а Спаситель ходил по воде...»
Так. Компиляция на основе Матфея 4:18 и 14:25, 26. Процитирую (из НРП, как обычно):
«Однажды, проходя вдоль Галилейского озера, Иисус увидел двух братьев: Симона, прозванного Петром, и его брата Андрея. Они забрасывали в озеро сети, так как были рыбаками», и, через много дней, «Иисус пошёл к ученикам, ступая по озеру. Но ученики, увидев Его, идущим по воде, очень испугались».
У меня нет никакого желания придираться к деталям (я вообще, собственно говоря, не придираюсь), — я отлично понимаю, что художник волен искажать факты и детали, как ему приятно и изображать воспринятое им так, как его побуждает сердце. Но просто вскользь скажу, что Андрей к моменту той встречи с Иисусом ещё не был апостолом.
Дальше:
«И Андрей доставал из воды пескарей, а Спаситель — погибших людей».
Здесь глубже. Гораздо. Ассоциации (в художественном, творческом смысле) со многими местами Писания. Например, с описаниями того, как Иисус воскрешал умерших и говорил, что в будущем будет воскрешать умерших в глобальном масштабе — Иоанна 5:28, 29; 11:25. Вообще же, тут, кажется, в основном, — о пропасти, лежащей между апостолами и Иисусом. О немощи апостолов. Однако, разве Иисус не сказал перед своим уходом: «Кто верит в Меня, тот сможет делать то, что я делаю. Он сможет сделать ещё больше» (что, собственно подтвердилось впоследствии, согласно, скажем, Деяниям 5:12)?
«И Андрей закричал, я покину причал, если ты мне откроешь секрет».
Похоже на Луки 5:8, 9:
«Когда Симон Петр это увидел, он пал к ногам Иисуса и сказал:
— Уйди от меня, Господи, ведь я человек грешный!
Он сказал так потому, что его и всех, кто вместе с ним ловил рыбу, объял ужас при виде столь обильного улова».
Но вообще, это, думается, единственное место в Библии, где относительно той ситуации последовало некое противление. В Матфея 4:20 сказано, что «братья сразу же оставили сети и пошли за Ним». Зачем Илье Кормильцеву понадобилось делать акцент и развивать столь сомнительную тему про Андреевы (Петровы?) сомнения?
«И Спаситель ответил: Спокойно, Андрей, никакого секрета здесь нет».
В целом, тут, видимо, ссылка на многочисленные вопросы апостолов и учеников: как ты это делаешь? кто ты? почему ты выбрал нас, простых работяг?.. Да, в евангелиях эта тема представлена в избытке. И Иисус всегда внятно отвечает на вопросы учеников. Он не пренебрегает ими. Говорит с ними кротко, — то есть, одновременно мягко и твёрдо, как надо!.. Без вот этого гопниковского «спокойно». И вовсе без иронии. Вопрос — ответ.
Припев:
«Видишь, там на горе возвышается крест, под ним десяток солдат, повиси-ка на нём!».
Аллюзия на то, как Иисус готовил апостолов к тому, что ему придётся умереть и они останутся одни. И им придётся перенести те же гонения, что и ему. Вот, к примеру, цитаты:
«Потом Иисус сказал ученикам:
— Если кто желает быть Моим последователем, пусть отречется от самого себя...» (Матфея 16:24);
«Иисус сказал ученикам:
— Сын Человеческий будет предан в руки людей, которые убьют Его, но на третий день Он воскреснет.
Учеников это сильно опечалило» (Матфея 17:22, 23).
А потом вдруг — странный «наркологический твист»:
«А когда надоест, возвращайся назад гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со мной».
Что это, скажите?!. Ирония? Ирония над христианством?.. В смысле «надоест»?.. Вот, вроде, одно слово, а за ним гигантское всеобъемлическое дарвино-сатанинское ёрничанье: да ну, мол, ваше христианство вообще, — давайте обкуримся и по воде, накуримшись, погуляем. Что-то вроде того. А так красиво!.. Под гитарный перебор.
Куплет №2:
«Но, учитель, на касках сверкают рога, чёрный ворон кружит над крестом...»
В евангелиях было по другому:
«Петр уверял:
— Даже если мне придётся умереть с Тобой, я никогда не откажусь от Тебя.
И все ученики говорили то же.»
Правда, потом они предали Иисуса, но изначально такого боязливого настроя у них не было!
«Объясни мне сейчас, пожалей дурака, а распятье оставь на потом.
Онемел Спаситель и топнул в сердцах по водной глади ногой:
«Ты и верно дурак». И Андрей в слезах побрёл с пескарями домой» (далее — снова припев про «повисеть» и про «надоест»).
Мог ли когда-либо Спаситель сказать: «ты и верно дурак»?.. Нет! Ибо он заповедал (Матфея 5:22, Синодальный перевод): «Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду, кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет «безумный» [дурак], подлежит геенне огненной [то есть, уничтожению]».
Вот вам и песня. В сердце жгёт. И всю религию «простому» человеку проясняет... Хотя, мне и тогда, и сейчас непонятно: в чём, согласно песне, смысл-то религиозный? Хохма одна, по большому-то счёту. Сегодня, впрочем, на семейном ужине учёная сноха мне прояснила: наверное, это некое подобие русских народных сказок, — Емеля сидит на печи и хочет, чтобы его щука гулять по воде научила. Но только так, чтобы ему, Емеле, с печи не вставать. А все эти христианские смыслы про «доставание из воды погибших людей» ему, Емеле, «до фонаря». Так?.. — Пожалуй. (Хотя, кто его, на самом деле, знает, — что там имел в виду Кормильцев? В википедии, по крайней мере, сказано, что Бутусов в интервью отверг идею библейского пересказа, а, мол, вся эта песня — суть «притча общечеловеческого характера». Видимо, так и есть.)
Как бы то ни было, на поверхности (воды) нечто человеческое: Бог от простого человека слишком далёк и требует от него нечто невозможное (мол, оставил бы он человека в покое). В то время как в 1 Иоанна 5:3 мы читаем железное: «Повеления Его необременительны». Всё, что наш Создатель хочет от нас, вполне можно исполнить.
Дружественный канал: