Недоедание, ранние беременности, суициды, изнасилования и другие шокирующие факты в отношении детей в Туркестанской области обнародовала Уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Динара Закиева.
В пример она привела сельскую школу в районе Сарыагаш, ученики которой пытались достучаться до взрослых. Весной мальчик совершил суицид, а у 15-летней девочки выявили беременность после изнасилования.
"Хотя ранее оба ученика в своих рисунках, которые собирали психологи, сигнализировали о том, что им плохо. Однако должного внимания на это никто не обратил, с социальными работниками, опекой, ИДН не отработали. Эти слова, рисунки – это ведь крик о помощи, но их не услышали", - отметила Динара Закиева.
В районе Толеби четверо детей из одного класса в сельской школе пожаловались на то, что их бьют, в том числе палкой, что они подвергаются жестокому обращению дома. Однако, внимания и реакции со стороны администрации школы, уполномоченных органов и психологов не было.
В школе Сайрамского района девочка совершила попытку суицида, но никакой дальнейшей работы, включая привлечение служб здравоохранения и психиатров, не было.
"По двум фактам полиция возбуждает дела. Также считаю, что Департамент качества образования должен привлечь к ответственности руководство школ за несообщение и отсутствие реагирования", - написала Закиева.
Центры поддержки семьи, открытые в каждом регионе, нужны и они функционируют, отметила уполномоченный по правам ребенка. Однако не везде работа центров оказывается успешной и эффективной. В вышеуказанных районах необходимо привести работу в порядок, сказала Закиева.
Уполномоченный по правам ребенка привела новые примеры по региону:
- В Туркестане ребенка с инвалидностью мама оставляла на рынке, заставляя просить милостыню.
- В городе Ленгер 10 детей живут в антисанитарных и опасных условиях. По словам соседей, мама злоупотребляла алкоголем. Органы опеки, патронажа не посещали эту семью, хотя там 4 малолетних детей. Дети живут без света и еды, в доме сыро.
- В Келесском районе девочка, родившая ребенка в 13 лет в результате изнасилования, с начала года не ходит в школу.
- Поэтому необходимо привести в соответствие норматив количества сотрудников органов опеки – один сотрудник на 5 тысяч детей, отметила уполномоченный по правам ребенка.
"В Сарыагашском районе, например, сейчас 1 сотрудник на 58 тыс детей. Сотрудник сам говорит, что не успевает, не знает за что хвататься, кем заниматься. А права каждого ребёнка по каждому случаю надо отстаивать и доводить до результата. Каждый из приведённых случаев, а их, уверена, намного больше, может закончиться трагедией. Но заниматься этим некому", - подчеркнула Закиева.
Актуальным и злободневным остается вопрос уличных туалетов. Со слов Закиевой, Туркестанская область отчиталась о том, что надворных туалетов в регионе не осталось. В то время, как реальность доказала обратное.
"Практически в каждой школе и интернате дети пользуются только надворными туалетами, которые находятся в ужасном состоянии. Ключи от внутреннего туалета у директора, и как сказали дети, пользоваться им можно только с его разрешения", - сказала Закиева.
Выводы по итогам работы в Туркестанской области будут внесены в протокол, исполнение которого мы будем отслеживать и контролировать, подчеркнула уполномоченный по правам ребенка в Казахстане.