Не знаю, как правильнее поступить. Я – мама очень активного и «неудобного» ребенка. Мой сын – самый упрямый человек, которого я знаю. Он настойчив в своих желаниях, любит спорить, очень шумный, постоянно балуется и не может сидеть на месте дольше 5-ти минут. Когда мы заходим в торговый центр или поликлинику, окружающие делятся на 2 типа людей – одни недовольно закатывают глаза и цокают, чтобы я уже успокоила своего ребенка. Другие сочувственно вздыхают и отворачиваются, чтобы не видеть, как он вот-вот шлепнется с полки, на которую он забрался пока они моргали. Вторых, кстати, в разы меньше.
Если ему что-то взбрело в голову, его не остановить, он прет как паровоз. С самого рождения он ненавидит правила. И если попросить его что-то не делать, то он это обязательно сделает. Помню полные ужаса и недоумения глаза подруги, когда мы вышли гулять с моим тогда годовалым сыном гулять на площадку. Он качался на качелях и решил попробовать их на вкус, тихонечко лизнув железку, за которую дети держатся. Она мягко сказала ему: не надо облизывать. Он тут же поменялся в лице, сменив милую задумчивую улыбку на ехидную ухмылку. И в ту же секунду облизал все качели с ног до головы. Подруга была в шоке – у нее тихий и спокойный ребенок, который беспрекословно слушается ее даже сейчас, в 9 лет. Поэтому она до сих пор вспоминает эту историю и говорит, что, если бы не этот случай, она бы тоже считала меня плохой матерью, которая просто не воспитывает сына.
Честно говоря, я считаю, что большинство качеств сына очень пригодятся ему во взрослой жизни. И такие «неудобные» дети вырастают в сильных духом людей, которые добиваются всего, что им захочется. Например, сейчас он настойчиво отстаивает свое право валяться в грязи посредине улицы или ходить в сапогах на босу ногу. А будучи взрослым будет также настойчиво отстаивать свое право не работать в выходные без дополнительной оплаты или добиваться повышения. Кроме того, я понимаю, что такие "яркие" реакции не навсегда, и вижу, что сейчас, к 4-м годам, он уже намного спокойнее и сдержаннее, чем раньше, постепенно перерастает этот протест.
Но есть в этом всем одно «но» – таких детей крайне не жалуют в саду. Можно сказать, что они – проклятие воспитателей, их боль и страх. Сын ходит в сад второй год, и, к сожалению, ситуация становится критичной. Воспитатель просто «не вывозит» его. Причем баловство достаточно неприятное, но не криминальное – он никого не бьет первым (но и себя в обиду не даст, конечно), не обзывает, едой не бросается. Просто творит всякую беззлобную ерунду, например, шутит излюбленные детские шутки про какашки без остановок, отказывается рисовать то же, что и все, рисует свое, отвлекается на занятиях и т. д.
Сын в свои 4 года умеет задавать максимально неудобные вопросы. Много вопросов. Ему все интересно и нужно узнать прямо сейчас. Он не может терпеть – ему надо срочно спросить, что за птичка за окном, почему облако голубое и сколько осталось до обеда. А воспитатель требует, чтобы дети на занятии поднимали руки и говорили только после того, как им разрешат. И я искренне понимаю ее – у меня-то от одного ребенка голова болит в конце дня, а у нее кроме него еще 25 человек. Но и смириться с тем, что она на него раздражается, я тоже не могу.
Вижу, что они очень разные по характеру. У нее все по полочкам, по правилам. Сын же будто родился, чтобы их нарушать. При этом, сын ненавидит, когда его ругают. Просто не переносит этого, и начинает назло вести себя еще хуже. Дома у нас работают только разговоры и договоренности, пыталась донести до воспитательницы, но она никак не возьмет в толк, как с ним говорить, чтобы он действительно понял и что-то поменял в своем поведении. Он балуется, она его наказывает, он балуется еще больше, она еще больше наказывает и ругается… Он ее не слушается и не исполняет ее наказание – просто не садится на стульчик. Говорит «нет» и все. Встает, убегает. И заставить она его не может.
Воспитательница каждый божий день отчитывает сына и рассказывает мне, как он плохо себя вел. «Вылил чай в горшок с цветами», «ушел на соседнюю площадку без спроса», и так каждый день. На мой вопрос «что мне с этим сделать?» - ответа нет. Конечно, я проговариваю сыну, что нужно соблюдать правила, что нужно слушаться, что воспитатель хорошая, мы обсуждаем, я объясняю, как ей сложно. Но он считает, что она его просто не любит. И у сына действительно есть причина так думать, потому что у других воспитателей к нему претензий в разы меньше…
В конце прошлого года был очень неприятный инцидент. Сын пришел из сада и сказал, что ему нужен выходной. Я спросила с чего такие мысли, и он ответил, что воспитательница сказала, что от него все устали в саду, и надо попросить маму, чтобы я оставила его дома.
А недавно сын начал стабильно раз в неделю «болеть». Звонит воспитательница, говорит, что у него температура. Я забираю, прихожу домой – температура в норме. Вызываю врача, он осматривает ребенка и не видит никаких признаков заболевания. И так продолжалось около месяца, причем преимущественно по пятницам. Пока я не пошла на разборки к заведующей.
А я, к слову, сама человек не скандальный. И всегда пытаюсь договориться. Но сейчас меня, если честно, штормит – с одной стороны я понимаю, что сын сложный, невыносимый. С другой – подход к таким детям это работа педагога. Тем более, что такие проблемы только с ней, и ни психолог, ни дефектолог проблем у сына не видят. Другие воспитатели нашли подход почти сразу и даже удивляются, что ребенок так себя ведет в другие дни, с ними он просто веселый активный, но никак не маленький монстр. И вот я мечусь между «купить ей конфет лишний раз, чтобы задобрить» и «разнести ее в пух и прах, нажаловавшись в департамент». Уволиться и сидеть с ним дома я не могу. Переводить в другой сад? Как бы вы поступили? Как совместить сад, уставшую от детей воспитательницу и неудобного ребенка?