По данным ВОЗ, для 20% населения мира боль становится самостоятельным заболеванием, переходя в хроническую форму. Она перестает выполнять сигнальную функцию, приводит не только к снижению качества жизни, невозможности полноценно работать, но и провоцирует появление таких расстройств, как тревога и даже суицидальные тенденции.
В международной классификации болезней 11-го пересмотра хроническая боль выделена уже как отдельная нозологическая единица. МКБ-11 не принята Россией. Также в стране нет официальной статистики по хронической боли, поскольку нет и специальных тарифов ОМС на противоболевую помощь.
Для экспертов очевидно, что проблема хронической боли давно перестала быть прерогативой онкологических пациентов. Именно неонкологическая боль во всем мире воспринимается как главная проблема хронической боли.
Медицинскую помощь пациентам с хроническим болевым синдромом необходимо делать более эффективной, но основная проблема не отсутствие или наличие препаратов, а их доступность, которая определяется условиями, заложенными в нормативно-правовых актах. Несмотря на то что в арсенале врачей присутствуют разные групп анальгетиков, нуждающиеся в них пациенты испытывают огромные трудности с получением обезболивающей терапии. Кроме того, часть врачебного сообщества страдает от так называемой опиоидофобии, которая провоцирует нежелание выписывать пациентам наркотические анальгетики даже в случае крайней необходимости. По мнению ряда экспертов, препараты не назначаются из-за незнания основных принципов использования и фармакодинамики опиоидных лекарственных средств и, что не менее важно, актуальных правил их назначения и выписывания.
О том, есть ли выход из создавшейся ситуации, говорят представители медицинского, фармацевтического и пациентского сообществ в дискуссии GxP News.
Если вы хотите принять участие в дискуссии, заполните заявку на вступление в число экспертов GxP-сообщества.