Пятница второй недели сентября 2023 года пришлась на символическое 13-е число. И для автомобилистов этот день принес сразу несколько новостей. Увы, не все из них можно считать хорошими.
Правительство увеличило утильсбор
Главная новость — принятие Правительством России постановления под номером 1255, которое устанавливает новые ставки утилизационного сбора. Как признались в Минпромторге, уже с 1 октября 2024 года ставки утильсбора вырастут на 70-85%, еще на 10% они увеличатся с 1 января 2025 года и далее будут повышаться каждый год до 2030 года включительно.
Утильсбор единовременно платится с каждого автомобиля, вводимого в эксплуатацию на территории России. Его надо платить и за новый автомобиль, и за подержанный, за импортный и за отечественный. Отечественным автопроизводителям власти компенсируют утильсбор, но не всегда полностью — точная сумма зависит от степени локализации. При этом даже автомобили Lada сейчас локализованы не на 100%, а частично состоят из импортных комплектующих.
Формально утилизационный сбор взимается под предлогом компенсации будущих расходов государства на утилизацию машин, когда они придут в негодность. На практике — и чиновники Минпромторга давно перестали это скрывать — утильсбор является заградительной мерой, которая, с одной стороны, защищает отечественных автопроизводителей от конкуренции с иномарками, а с другой — мотивирует иностранные концерны открывать производства в России.
Как сильно вырастет утильсбор
Ставки утилизационного сбора зависят от типа автомобиля (легковой, грузовой, автобус), объема и типа двигателя, массы и прочих факторов. Например, с 1 октября 2024 года ставка для китайского кроссовера с мотором объемом 1,5 литра вырастет с нынешних 300 600 рублей до 556 200 рублей, а к 2030 году достигнет 1 172 400 рублей, то есть цена машины только за счет утильсбора увеличится почти на 1 млн рублей.
Для седана бизнес-класса с мотором от 2 до 3 литров утильсбор вырастет с 844 800 рублей до 1 562 800 рублей, то есть уже с 1 октября 2024 года себестоимость таких машин увеличится почти на 0,7 млн. К 2030 году утильсбор для них составит 3 миллиона 295 тысяч рублей. То есть себестоимость машин вырастет более чем на 2,5 миллиона рублей только за счет утильсбора.
Сильнее всего подорожают автомобили с объемом мотора более 3,5 литра. Уже сейчас доплата за них составляет 1 235 200 руб. С 1 октября этот сбор вырастет более чем на 1 миллион рублей до 2 285 200 рублей. В 2030 году за ввоз нового автомобиля с мотором объемом более 3,5 литра надо будет заплатить утильсбор в размере 4 817 800 рублей, а если машине более трех лет — 6 333 400 рублей. И это не считая таможенной пошлины, таможенного акциза, расходов на логистику и оформление.
Как сэкономить на покупке машины
Повышение утильсбора коснулось не всех категорий транспортных средств. Например, на электромобили и последовательные гибриды утильсбор поднимут только с 1 января 2025 года, правда, сразу в несколько раз.
Однако главным остается сохранение льготного утильсбора для физических лиц. Если везти машину «для себя», то за новую нужно отдать 3 400 рублей, а за автомобиль старше 3 лет — 5 200 рублей и все! Увы, не все так просто.
Нужно выполнить несколько условий.
Первое — машина должна быть с самого начала ввезена и оформлена на физическое лицо. Роль посредников сводится к помощи в оформлении сделки.
Второе — можно ввезти не более одной машины на одного человека в течение года. За последующую придется платить утильсбор в полном объеме.
Третье — автомобиль нельзя продавать в течение 12 месяцев.
Четвертое, и это новый пункт. При покупке машины у гражданина страны Таможенного союза, тот тоже должен владеть машиной не менее 12 месяцев. Иначе утильсбор придется платить в полном объеме.
Большой подводный камень
При покупке подержанной машины очень важно проверить, кто был ее владельцем прежде. Если это физическое лицо, которое владело автомобилем менее 12 месяцев, то уже новому владельцу, по сути добропорядочному покупателю, федеральная таможенная служба доначислит утилизационный сбор в полном объеме взамен льготного.
То же может произойти, если машина проходила таможенное оформление не в России, а в одной из стран Таможенного союза, где действуют свои льготы. Формально это не запрещено, но сэкономленные в Киргизии или Белоруссии деньги могут потребовать доплатить уже в России у нового, ни о чем не подозревающего владельца.
Другие новости пятницы, 13-го
Помимо увеличения утильсбора, автовладельцев 13-го сентября «порадовал» Центробанк, который поднял ставку рефинансирования с 18% до 19%. Для простых покупателей это означает, что на 1% вырастут ставки по кредитам. Речь как о кредитах на покупку автомобилей, так и о кредитах для бизнеса, в частности, для автосервисов и поставщиков запчастей. Так или иначе, это негативно отразится на ценах.
Хорошей новостью можно назвать только выделение Минпромторгом дополнительных 14,5 миллиардов рублей на финансирование программ господдержки покупки и лизинга новых отечественных автомобилей в 2024 году. До конца года это позволит продать со скидкой от государства еще 36 тысяч автомобилей, подсчитали в министерстве.
В завершение хотелось бы напомнить, что специалисты ЕвроАвто не устают предупреждать: своевременная диагностика, качественное обслуживание и профессиональный ремонт значительно продлевают срок эксплуатации автомобиля. В условиях существенного подорожания новых машин ценность подержанных автомобилей также возрастает. Берегите свои машины, и тогда они прослужат вам больше, а в конце срока владения вы сможете дороже их продать на вторичном рынке.