Несколько неожиданная по тематике выставка открылась в ярославском Музее Зарубежного искусства. Вниманию зрителей представлена коллекция автомобильных эмблем 1910-1950 гг. из частного собрания.
И надо признаться, многие из показанных экспонатов, действительно, являются подлинными произведениями искусства. Они были «лицом» престижных автомобильных брендов, ярко воплощали в себе динамику стремительного движения, взлёта к вершинам мирового прогресса.
Среди показанных эмблем есть фирменные лейблы роскошных лимузинов. Их названия по сей день звучат как легенда. И рядом – символы марок, изрядно подзабытых, а то и вовсе неизвестных.
Но все они созданы одарёнными мастерами, вложившими в свои творения богатую фантазию и блестящий талант.
Сегодня автомобильные эмблемы, выполненные в виде скульптурных изображений, стали частью истории. Еще в 1950-х от них пришлось отказаться из соображений безопасности. При расследовании дорожных происшествий выяснилось, что при столкновениях с пешеходами, даже на небольшой скорости, торчащие из капота заострённые клювы, рога и крылья наносили потерпевшим особенно сильные увечья.
Тем не менее, интересно было воочию увидеть пластические миниатюры, некогда олицетворявшие блеск и славу легендарных автомобильных марок. Некоторые из них сохранились в считанных экземплярах, и ныне представляют большую редкость.
Жаль только, что экспонаты не сопровождались фотографиями соответствующих ретро автомобилей. Пожалуй, такая наглядная информация оказалась бы полезной. Ну кто сейчас помнит, как выглядели «Понтиаки» 1930-х г., или «Роллс-Ройсы» с летящими богинями? Да и облик отечественных «ЯАЗов» и «Москвичей» далеко не все себе отчётливо представляют.
Однако, хватит ворчать! Давайте, лучше взглянем на экспонаты интересной выставки. Некоторые эмблемы просто завораживали своей выразительностью
Названия «ретро-каров» взяты с музейных табличек. Все фото сделаны с разрешения организаторов
Итак, эмблема «Pierce-Arrow» (Пронзающая стрела) работы Уильяма Н. Шнелла (William N. Schnell), 1931 г. М-да, сейчас было бы рискованно оставлять на стоянке машину с таким скульптурным шедевром
Хорошую пару лучнику составляет стремительная «Богиня скорости» - эмблема «Паккарда» («Packard»). 1932 г. В руках у неё автомобильное колесо. Но в Америке скоростную богиню иногда иронически величали «Охотница за пончиками"
Дизайнеры отбирали для эмблем самых резвых и прыгучих животных. Так, для «Доджа» горного барана изваял дизайнер Авард Фэрбэнкс (Avard Feirbanks), . «Dodge», 1936 г.
А к этой фигурке «Крайслера» в раздумьях подходил дважды. Однако похоже на эмблему нашей «Волги». Наверно, совпадение … «Chrysler». 1931 г.
Заодно вспомнил, где недавно видел эту эмблему – в трейлере фильма «Любовь Советского Союза» со сценой шикарного проезда актрисы по Москве 30-х
«Hudson Terraplane» предпочитал размещать на своих эмблемах соколов - птиц хищных, мощных и стремительных, 1935 г. Этот хорош - не перегружен лишними деталями, символичен и монументален. Дизайнеру – респект!
Богиня в стиле модерн компании «Continental Beacon» тоже впечатляет своим стремительным порывом. 1933 г.
На стенде рядом красуются эмблемы заокеанского «DeSoto Custom»(1942) и родного «Москвича 402/407» (1956-1958)
И ещё «Москвич 403-407» (1963) в паре с «Chevrolet»(1940)
На инопланетный корабль похожа очень редкая эмблема фирмы «Tucker», 1948 г. Было выпущено всего 50 новаторских автомобилей этой марки, но потом американские автогиганты «культурно отодвинули» опасного конкурента с рынка
И наконец, «вишенка на торте» - раритетная эмблема «Летящая леди» легендарного лимузина Роллс-Ройс (Rolls-Royse) работы дизайнера Чарльза Сайкса (Charles Sykes), 1911 г. Её также называли «Дух экстаза». Прообразом для неё послужила английская актриса и модель Элеонора Торнтон.
И кто бы мог подумать, что через век китайские рисоводы «культурно отодвинут» на рынке автопром британских лордов.
Но в 1926 г. британский королевский лев был ещё грозен и могуч. Он будто ревёт: «Rule, Britannia». А разработал эмблему автофирмы «Franklin» русский эмигрант Глеб Владимирович Дерюжинский
Однако, не уступает ему в первозданной мощи русский медведь – эмблема тяжелых грузовиков ЯАЗ 214/219/221/222, 1957 г. Суровая поступь «хозяина тайги» будто сотрясает земную твердь. Автором является художник Юрий Долматовский
Подобно летящей Валькирии устремлена вперед героиня фирмы «Бьюик» (Buick) работы Уильяма Н. Шнелла (William N. Schnell), 1929 г.
Весьма преуспел дизайнер Уильям Н. Шнелл (William N. Schnell) и в жанре анималистики. Аллегория тут ясная: «Такому хищному орлу в когти не попадайся – заклюёт. Лучше уступи ему дорогу». Эмблема автомобилей «Marmon», 1931
А компания «Huppmobile»в своей символике больше ориентировалась на последние достижения технического прогресса – огромные трансатлантические дирижабли, 1936 г.
Сокрушительный натиск римских легионов олицетворяет центурион – эмблема компании «Willys Knight», 1927
Вслед за «Виллисом» память о фронтовой тематике воскрешает эмблема «Studebacker», 1935.
Впрочем, ассоциаций здесь хоть отбавляй. К примеру, фрагмент из «Золотого теленка»: «Идите к чертовой матери со своим «Студебеккером»! — заорал Остап. — Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку»?
Или захватывающая сцена погони за Фоксом из фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Как же, Глеб Егорыч, «Не отставай», у Студера мотор – втрое», - сетовал водитель Иван Алексеевич Копытин».
Довольно лаконичный, но очень выразительный орел фирмы «Chevrolet», 1933
А эта диковинная птица, похожая на венценосного журавля, ставилась на дорогие модели «Шевроле» («Chevrolet»). Дизайн принадлежит знакомому нам Уильяму Н. Шнеллу (William N. Schnell), 1934
Персонажей вестерна «Золото Маккенны» напомнила эмблема «Pontiac» - голова индейца, 1927 г. Дизайнер Уильям Н. Шнелл (William N. Schnell)
На другой эмблеме также изображен вождь воинственного индейского племени оттавов Понтиак. Перья в волосах очень удачно передают динамику бешеной скачки на диком мустанге. Очень колоритный персонаж, крепкий парень - лицо фирмы «Pontiac», 1929 г.
Неудержим в своём прыжке козерог. Такому рекордсмену любая пропасть нипочём. Эмблема «Dodge», 1952
Эмблема «Волги» ГАЗ-21 1956 г. «Бегущий олень» является символом целой эпохи. Достаточно вспомнить фильм «Берегись автомобиля» с гуманным похитителем «Волг» Юрием Деточкиным. Среди показанных экспонатов эта отечественная фигурка показалась одной из лучших!
И в заключение еще один русский медведь, эмблема легендарного грузовика-трудяги ЯАЗ-200 (1947 г). Он идёт в гору, на подъём, вместе со страной-победительницей. Вспомнилось, что у Рериха есть картины, где медведи перетаскивают огромные брёвна, усердно помогая святым угодникам.
В целом, выставка создавала приподнятое настроение. Ведь, по сути, жизнь – это непрерывное движение. И представленная череда символов ярко это показывала