Найти тему

Богиня «Роллс-Ройса» как явление искусства. На выставке автомобильных эмблем

Несколько неожиданная по тематике выставка открылась в ярославском Музее Зарубежного искусства. Вниманию зрителей представлена коллекция автомобильных эмблем 1910-1950 гг. из частного собрания.

И надо признаться, многие из показанных экспонатов, действительно, являются подлинными произведениями искусства. Они были «лицом» престижных автомобильных брендов, ярко воплощали в себе динамику стремительного движения, взлёта к вершинам мирового прогресса.

Среди показанных эмблем есть фирменные лейблы роскошных лимузинов. Их названия по сей день звучат как легенда. И рядом – символы марок, изрядно подзабытых, а то и вовсе неизвестных.

Афиша выставки
Афиша выставки

Но все они созданы одарёнными мастерами, вложившими в свои творения богатую фантазию и блестящий талант.

Сегодня автомобильные эмблемы, выполненные в виде скульптурных изображений, стали частью истории. Еще в 1950-х от них пришлось отказаться из соображений безопасности. При расследовании дорожных происшествий выяснилось, что при столкновениях с пешеходами, даже на небольшой скорости, торчащие из капота заострённые клювы, рога и крылья наносили потерпевшим особенно сильные увечья.

Тем не менее, интересно было воочию увидеть пластические миниатюры, некогда олицетворявшие блеск и славу легендарных автомобильных марок. Некоторые из них сохранились в считанных экземплярах, и ныне представляют большую редкость.

В выставочном зале
В выставочном зале

Жаль только, что экспонаты не сопровождались фотографиями соответствующих ретро автомобилей. Пожалуй, такая наглядная информация оказалась бы полезной. Ну кто сейчас помнит, как выглядели «Понтиаки» 1930-х г., или «Роллс-Ройсы» с летящими богинями? Да и облик отечественных «ЯАЗов» и «Москвичей» далеко не все себе отчётливо представляют.

Однако, хватит ворчать! Давайте, лучше взглянем на экспонаты интересной выставки. Некоторые эмблемы просто завораживали своей выразительностью

Названия «ретро-каров» взяты с музейных табличек. Все фото сделаны с разрешения организаторов

Итак, эмблема «Pierce-Arrow» (Пронзающая стрела) работы Уильяма Н. Шнелла (William N. Schnell), 1931 г. М-да, сейчас было бы рискованно оставлять на стоянке машину с таким скульптурным шедевром

-3

Хорошую пару лучнику составляет стремительная «Богиня скорости» - эмблема «Паккарда» («Packard»). 1932 г. В руках у неё автомобильное колесо. Но в Америке скоростную богиню иногда иронически величали «Охотница за пончиками"

-4

Дизайнеры отбирали для эмблем самых резвых и прыгучих животных. Так, для «Доджа» горного барана изваял дизайнер Авард Фэрбэнкс (Avard Feirbanks), . «Dodge», 1936 г.

-5

А к этой фигурке «Крайслера» в раздумьях подходил дважды. Однако похоже на эмблему нашей «Волги». Наверно, совпадение … «Chrysler». 1931 г.

-6

Заодно вспомнил, где недавно видел эту эмблему – в трейлере фильма «Любовь Советского Союза» со сценой шикарного проезда актрисы по Москве 30-х

-7

«Hudson Terraplane» предпочитал размещать на своих эмблемах соколов - птиц хищных, мощных и стремительных, 1935 г. Этот хорош - не перегружен лишними деталями, символичен и монументален. Дизайнеру – респект!

-8

Богиня в стиле модерн компании «Continental Beacon» тоже впечатляет своим стремительным порывом. 1933 г.

-9

На стенде рядом красуются эмблемы заокеанского «DeSoto Custom»(1942) и родного «Москвича 402/407» (1956-1958)

-10

И ещё «Москвич 403-407» (1963) в паре с «Chevrolet»(1940)

-11

На инопланетный корабль похожа очень редкая эмблема фирмы «Tucker», 1948 г. Было выпущено всего 50 новаторских автомобилей этой марки, но потом американские автогиганты «культурно отодвинули» опасного конкурента с рынка

-12

И наконец, «вишенка на торте» - раритетная эмблема «Летящая леди» легендарного лимузина Роллс-Ройс (Rolls-Royse) работы дизайнера Чарльза Сайкса (Charles Sykes), 1911 г. Её также называли «Дух экстаза». Прообразом для неё послужила английская актриса и модель Элеонора Торнтон.

-13

И кто бы мог подумать, что через век китайские рисоводы «культурно отодвинут» на рынке автопром британских лордов.

-14

Но в 1926 г. британский королевский лев был ещё грозен и могуч. Он будто ревёт: «Rule, Britannia». А разработал эмблему автофирмы «Franklin» русский эмигрант Глеб Владимирович Дерюжинский

-15

Однако, не уступает ему в первозданной мощи русский медведь – эмблема тяжелых грузовиков ЯАЗ 214/219/221/222, 1957 г. Суровая поступь «хозяина тайги» будто сотрясает земную твердь. Автором является художник Юрий Долматовский

-16

Подобно летящей Валькирии устремлена вперед героиня фирмы «Бьюик» (Buick) работы Уильяма Н. Шнелла (William N. Schnell), 1929 г.

-17

Весьма преуспел дизайнер Уильям Н. Шнелл (William N. Schnell) и в жанре анималистики. Аллегория тут ясная: «Такому хищному орлу в когти не попадайся – заклюёт. Лучше уступи ему дорогу». Эмблема автомобилей «Marmon», 1931

-18

А компания «Huppmobile»в своей символике больше ориентировалась на последние достижения технического прогресса – огромные трансатлантические дирижабли, 1936 г.

-19

Сокрушительный натиск римских легионов олицетворяет центурион – эмблема компании «Willys Knight», 1927

-20

Вслед за «Виллисом» память о фронтовой тематике воскрешает эмблема «Studebacker», 1935.

Впрочем, ассоциаций здесь хоть отбавляй. К примеру, фрагмент из «Золотого теленка»: «Идите к чертовой матери со своим «Студебеккером»! — заорал Остап. — Кто такой Студебеккер? Это ваш родственник Студебеккер? Папа ваш Студебеккер? Чего вы прилипли к человеку»?

Или захватывающая сцена погони за Фоксом из фильма «Место встречи изменить нельзя»: «Как же, Глеб Егорыч, «Не отставай», у Студера мотор – втрое», - сетовал водитель Иван Алексеевич Копытин».

-21

Довольно лаконичный, но очень выразительный орел фирмы «Chevrolet», 1933

-22

А эта диковинная птица, похожая на венценосного журавля, ставилась на дорогие модели «Шевроле» («Chevrolet»). Дизайн принадлежит знакомому нам Уильяму Н. Шнеллу (William N. Schnell), 1934

-23

Персонажей вестерна «Золото Маккенны» напомнила эмблема «Pontiac» - голова индейца, 1927 г. Дизайнер Уильям Н. Шнелл (William N. Schnell)

-24

На другой эмблеме также изображен вождь воинственного индейского племени оттавов Понтиак. Перья в волосах очень удачно передают динамику бешеной скачки на диком мустанге. Очень колоритный персонаж, крепкий парень - лицо фирмы «Pontiac», 1929 г.

-25

Неудержим в своём прыжке козерог. Такому рекордсмену любая пропасть нипочём. Эмблема «Dodge», 1952

-26

Эмблема «Волги» ГАЗ-21 1956 г. «Бегущий олень» является символом целой эпохи. Достаточно вспомнить фильм «Берегись автомобиля» с гуманным похитителем «Волг» Юрием Деточкиным. Среди показанных экспонатов эта отечественная фигурка показалась одной из лучших!

-27

И в заключение еще один русский медведь, эмблема легендарного грузовика-трудяги ЯАЗ-200 (1947 г). Он идёт в гору, на подъём, вместе со страной-победительницей. Вспомнилось, что у Рериха есть картины, где медведи перетаскивают огромные брёвна, усердно помогая святым угодникам.

-28

В целом, выставка создавала приподнятое настроение. Ведь, по сути, жизнь – это непрерывное движение. И представленная череда символов ярко это показывала

-29

Авто
5,66 млн интересуются