Свое главное произведение Карл Брюллов писал шесть лет — от первых эскизов, поездок на раскопки, изучения исторических документов до скрупулезной, доводящей до изнеможения работы в мастерской. И вот картина готова. Как скоро амбициозный проект Брюллова стал признанным мировым шедевром? Рассказываем, как принимали картину первые зрители.
Видели ли вы картину, о которой говорит весь Рим?
В 1821 году молодой, подающий надежды выпускник Императорской академии художеств в Петербурге, пенсионер (как сейчас мы бы сказали — грантополучатель) Общества поощрения художников 22-летний Карл Брюлло обретает «въ» в фамилии и возможность уехать в Италию — «под чужое небо искать не вдохновения, а усовершенствования», как писали в прессе.
Через шесть лет Брюллов уже окончательно порвал с академией, а закончив заказанную ему копию фрески Рафаэля «Афинская школа» — и с обществом. Он направился в Неаполь, а затем — в нашумевшие Помпеи, на раскопки города, погребенного под пеплом Везувия. Там родилась идея монументальной картины, сделавшей Брюллова художником номер один в Европе.
Еще не оконченная картина уже волновала и вдохновляла художников и писателей, посещавших Брюллова. Среди них был шотландский писатель Вальтер Скотт, назвавший картину эпопеей, а также художник Александр Иванов, будущий автор «Явления Христа народу». Живописца Петра Басина, увидевшего «Последний день Помпеи» еще в виде эскиза, картина вдохновила на создание полотна «Землетрясение в Рокка ди Папа, близ Рима».
Закончив работу, Брюллов показывал «Последний день Помпеи» в своей мастерской в Риме. Успех пришел почти моментально, и на улице выстраивались очереди, чтобы посмотреть на картину. Ученик Брюллова Аполлон Мокрицкий рассказывал, что в один из дней к Брюллову в мастерскую пришел глава римской школы художников Винченцо Камуччини. Постояв несколько минут перед картиной, он обнял ее автора и сказал: «Обнимемся, Колосс!» (то есть «титан, гигант». — Прим.). То был далеко не единственный высокопоставленный итальянец, выразивший свое восхищение.
Художник Григорий Гагарин писал, что «успех картины „Гибель Помпеи“ был, можно сказать, единственный, какой когда-либо встречается в жизни художника». Что-то подобное ощущал и сам Брюллов: «Право, в ней много хорошего; не написать мне другой „Помпеи“!» По словам Гагарина, в Италии картина вызвала «безграничный энтузиазм»: в разных городах ее автору устраивали торжественные приемы, «ему посвящали стихотворения, его носили по улицам с музыкой, цветами и факелами».
Итальянские путешествия
Из Рима полотно перевезли на Миланскую художественную выставку. Участие полотна в этой экспозиции было обеспечено при содействии светской красавицы, графини Юлии Самойловой — известно о ее близких отношениях с Брюлловым.
Слава Брюллова росла, его картину сравнивали с творениями Рафаэля, Микеланджело и Тициана. Художник Михаил Железнов в своих воспоминаниях пишет:
С того дня, как открылась Миланская выставка, жители города, встречаясь со своими знакомыми на улицах, в трактирах и в кофейнях, спрашивали друг друга:
— Видели ли вы картину: «Последний день Помпеи», о которой говорит весь Рим?
С этого времени до самого закрытия выставки в Ломбардском зале Брерского дворца, где стояла «Помпея», с утра до вечера была густая масса зрителей. Не только публика, но даже лучшие миланские художники бегали за Брюлловым, как иногда маленькие собачки бегают за огромным псом, и хором говорили:
— Мы все должны у него учиться.
Увидеть Париж
Благодаря стараниям владельца картины, сына русского посланника во Флоренции Анатолия Демидова, полотно Брюллова было включено в экспозицию Парижского салона, открывшегося весной 1834 года. В целом французы отзывались о картине куда менее восторженно, чем итальянцы. Пресса писала о холодности, отсутствии воодушевления: французский романтизм был более экспрессивным, и полотно Брюллова казалось публике слишком академическим.
Критики отмечали, что картина «опоздала на 20 лет», хотя и «задумана с большой смелостью воображения». Одну из причин такого приема уже тогда назвали сами французы: «…Прекрасная картина господина Брюллова прибыла слишком скоро в Париж после пребывания в нем казаков», то есть после событий 1814 года, когда армия союзников вошла в город и Наполеон был вынужден капитулировать. Несмотря на эти обстоятельства, жюри салона присудило художнику Большую золотую медаль.
Для русской кисти первый день
...Разговор прекратился, но дипломат взял на себя труд возобновить его. — Если Вы любите искусства,— сказал он, обращаясь к княгине,— то я могу Вам сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее кричала вся Италия, французы ее разбранили. Теперь любопытно узнать, куда склонится русская публика, на сторону истинного вкуса или на сторону моды.
Это отрывок из романа «Княгиня Лиговская» Михаила Лермонтова, в точности передающий реальные события того времени. После окончания парижской выставки картина была запакована, погружена на корабль «Царь Петр» и отправлена Демидовым в Россию. Николай I благосклонно принял подаренное ему полотно и распорядился поместить его в Эрмитаже, а позже его перенесли в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения.
Там «Последний день Помпеи» увидел Александр Пушкин, уже знакомый с Брюлловым. Возвратившись, он сделал набросок фрагмента картины (старца, которого несут сыновья) и написал стихотворение: «Везувий зев открыл — дым хлынул клубом…».
Среди писателей, горячо отозвавшихся о «Помпеях», был и Николай Гоголь. В статье о картине он писал: «Это — светлое воскресение живописи, пребывавшей долгое время в каком-то полулетаргическом состоянии». А всего через два года на сцене Александринского театра в Петербурге состоялась премьера «Ревизора», которая завершалась сценой, напомнившей зрителям картину Брюллова: все герои застыли, охваченные ужасом от надвигающейся катастрофы.
Настоящий Везувий
В России успех Брюллова восприняли как триумф всего русского искусства, его ждали как героя. Несмотря на это, сам он не торопился возвращаться на родину. Исследователи его творчества связывают этот факт со взглядами художника: восстание декабристов Брюллов встретил в Италии, и его поведение, намеки, рассыпанные в письмах, его творческие замыслы и разговоры с Пушкиным свидетельствуют о том, что он весьма сочувственно относился к революционным политическим событиям.
А еще для Брюллова, как и для большинства русских художников, долго работавших за границей, был характерен страх перед Петербургом: перед необходимостью казенной службы в Академии художеств и неизбежной зависимостью от начальства. Академия отказала Брюллову в положении профессора, и даже Николай I в этом вопросе принял сторону устава, не учитывающего заслуги художника, так как «Последний день Помпеи» тот создавал по свободному выбору, а не по академической программе. Тем не менее император пожаловал Брюллову орден Святой Анны 3-й степени и бриллиантовый перстень.
Возвращение Брюллова состоялось, хоть и спустя почти два года после прибытия картины. Через Константинополь и Одессу он приехал в Москву, где провел несколько месяцев. Здесь он был встречен бесконечными приемами, хвалебными заметками в прессе и даже музыкой со стихами. Так, на обеде, устроенном в его честь Московским художественным классом, была исполнена песня:
Принес ты мирные трофеи
С собой в отеческую сень, —
И был последний день Помпеи
Для русской кисти первый день!
После Москвы Брюллов отправился в Санкт-Петербург, где и остался на следующие 12 лет. По случаю прибытия живописца в Академии художеств организовали праздничный прием. За столом был предложен тост за Карла Брюллова, «прославившего в Европе имя русского художника».
Еще в Москве коллекционер Егор Маковский познакомил Брюллова с художником Василием Тропининым. Между ними сразу возникли дружеские отношения, несмотря на разницу в возрасте и происхождении (Брюллов был потомственным художником из академии, а Тропинин — бывший крепостной). Тропинин написал портрет Брюллова, изобразив его в момент творчества на фоне дымящегося Везувия, как напоминание о великом произведении мастера. Когда Тропинина спрашивали, зачем он показал на картине вулкан, художник отвечал: «Да и сам он настоящий Везувий».
«Последний день Помпеи» — центральный экспонат выставки «Великий Карл. К 225-летию со дня рождения Карла Брюллова», которая откроется 18 октября 2024 года в Русском музее. Впервые за 200 лет колоссальное произведение прошло комплексную научную реставрацию. В экспозицию также вошло более 400 произведений прославленного художника, живописи и графики. Выставка организована при поддержке банка ВТБ, который давно сотрудничает с Русским музеем, а с этого года стал его генеральным спонсором.