Найти в Дзене
Юнити Авто

Отключение автомобилей от серверов: правда о блокировке и реальная угроза

Оглавление

Современные автомобили становятся все более «умными», полагаясь на подключение к интернету для работы различных функций. Такие системы, как дистанционное управление, обновление ПО «по воздуху» и мониторинг состояния автомобиля, делают машины более технологичными и удобными для владельцев. Однако с ростом зависимости от серверных подключений появилась и новая проблема — возможность блокировки автомобиля при отключении от серверов. В этой статье мы разберем, насколько реален такой сценарий, и рассмотрим конкретные случаи блокировок, опираясь на достоверные факты.

Как работает подключение автомобилей к серверам?

Большинство современных автомобилей оснащены телематическими системами, которые подключены к серверам производителей или сервисных компаний. Через эти серверы автомобили получают обновления программного обеспечения (например, новые версии медиасистем или системы навигации), а владельцы могут управлять машиной дистанционно через мобильные приложения (открывать двери, запускать двигатель, проверять состояние аккумулятора и так далее). Пример таких технологий можно видеть у таких производителей, как Tesla, BMW, Zeekr и многих других.

Электромобили Zeekr
Электромобили Zeekr

Возможность блокировки автомобиля: миф или реальность?

Блокировка автомобиля через сервер — это не столько миф, сколько реальная возможность, однако сценарии блокировок значительно отличаются от пугающих историй, описывающих превращение машины в «кирпич» за одну ночь. Самое важное, что нужно понимать: блокировка обычно касается только отдельных функций, но не затрагивает основные элементы управления автомобилем, такие как двигатель, тормоза или рулевое управление.

  1. Отключение от серверов обновлений. Это наиболее распространенный тип «блокировки», который, скорее, можно назвать ограничением функционала. Автомобиль перестает получать обновления программного обеспечения и теряет доступ к некоторым функциям, например, к дистанционному управлению через мобильное приложение. Однако это не означает полной неработоспособности автомобиля. Например, в случае отключения автомобилей Zeekr от китайских серверов машины продолжают функционировать, просто перестает работать приложение для дистанционного управления.
  2. Потеря связи с навигационными и информационными сервисами. Некоторые функции, такие как онлайн-навигация, голосовое управление или получение информации о пробках, зависят от подключения к интернету. В случае отключения автомобиля от серверов, эти функции могут стать недоступными, но это не влияет на способность автомобиля передвигаться.

Конкретные случаи блокировки автомобилей

Tesla

Tesla — один из первых автопроизводителей, активно использующих систему «обновлений по воздуху». Однако компания также имела несколько громких инцидентов, связанных с блокировкой функций автомобиля. Один из таких случаев произошел в 2020 году, когда Tesla отменила ряд функций на подержанных автомобилях, купленных с рук. Владельцы машин жаловались, что их автомобили потеряли премиальные функции, такие как автопилот, после покупки. Это было связано с тем, что Tesla связала эти функции с первоначальной покупкой, а не с автомобилем, и решила отключить их для последующих владельцев, что вызвало бурю негодования.

Тем не менее, стоит отметить, что сам автомобиль продолжал нормально функционировать, а речь шла исключительно о программных функциях. Этот случай показывает, что производители действительно могут управлять функциональностью автомобилей через серверы, но полная блокировка движения машины, как правило, не рассматривается.

Автомобиль Tesla
Автомобиль Tesla

General Motors

General Motors (GM) также внедрила телематическую систему OnStar, которая позволяет владельцам управлять некоторыми функциями автомобиля через приложение. В 2021 году GM объявила о прекращении поддержки 2G сетей, что затронуло автомобили, выпущенные до 2015 года. Эти автомобили больше не могли использовать дистанционное управление через приложение или сервисы экстренного вызова. Однако и в этом случае речь шла только о второстепенных функциях — автомобиль продолжал выполнять свою основную задачу по передвижению.

Офис General Motors
Офис General Motors

Zeekr

На рынке СНГ появился похожий случай с автомобилями Zeekr 001. В связи с отключением от китайских серверов, владельцы автомобилей столкнулись с потерей доступа к мобильному приложению для управления машиной. Это вызвало панику, так как появились слухи о полной блокировке машин. Однако на практике автомобили продолжили функционировать, а отключение от серверов коснулось только связи с приложением и обновлений. Как показала практика, такие «блокировки» можно воспринимать скорее как временное неудобство, чем серьезную угрозу.

Zeekr 001
Zeekr 001

Реальные риски блокировки: чего стоит бояться?

Хотя блокировка автомобиля через серверы возможна, она, как правило, касается лишь части функционала. Полная блокировка всех систем автомобиля — это чрезвычайно редкий сценарий, который маловероятен для массового рынка по нескольким причинам:

  1. Производители заинтересованы в поддержке клиентов. Полная блокировка автомобиля подорвала бы репутацию производителя и вызвала бы волну судебных разбирательств.
  2. Безопасность. Отключение систем, связанных с управлением автомобилем (например, тормоза или двигатель), представляет собой риск для безопасности водителя и пассажиров. Подобные действия строго регламентируются и могут вызвать серьезные последствия для компаний.
  3. Региональные особенности. В некоторых странах, например, в России, отключение серверов может иметь позитивный эффект, так как это позволяет владельцам локализовать сервисы и управлять автомобилем независимо от международных серверов.

Как защититься от возможных блокировок?

  1. Регулярное обновление ПО. Многие блокировки связаны с устареванием программного обеспечения. Важно поддерживать ПО вашего автомобиля в актуальном состоянии.
  2. Использование локальных сервисов. Некоторые компании уже предлагают локализацию серверов для автомобилей. Например, в России появляются решения по переносу сервера Zeekr на местные площадки, что исключает риски, связанные с отключением от китайских серверов.
  3. Обращение к специалистам. При возникновении проблем всегда стоит обращаться к сертифицированным сервисным центрам, которые могут помочь настроить автомобиль или восстановить связь с серверами.

Заключение

Блокировка автомобилей через отключение от серверов — это реальная, но не столь катастрофическая угроза, как иногда может показаться. В большинстве случаев речь идет о потере дополнительных функций, а не о полной неработоспособности автомобиля. Как показали примеры Tesla, GM и Zeekr, современные автомобили сохраняют свою основную функциональность даже в случае отключения от серверов, и владельцы могут продолжать пользоваться своим транспортом.

Главное — быть информированным и обращаться за помощью к профессионалам, если возникают проблемы с подключением.

Смотрите наш эксклюзивный видеоролик, чтобы получить исчерпывающую информацию о Zeekr 001 и развеять все мифы!

Эксклюзивный видеоролик от компании Юнити Авто
Эксклюзивный видеоролик от компании Юнити Авто
Авто
5,66 млн интересуются